16.10.2020

Установлены новые приоритеты в деятельности правительства, соответствующие параметрам социального государства

Очередное заседание рабочей группы по мониторингу реализации конституционных изменений прошло 16 октября в Общественной палате РФ.

На повестке – пакет законопроектов, связанных с изменениями деятельности Правительства РФ, работы Конституционного суда и Генпрокуратуры в свете реализации новых положений Конституции РФ. Участие в обсуждении законодательных инициатив приняла Лидия Михеева, Секретарь Общественной палаты РФ.

Талия Хабриева, сопредседатель рабочей группы, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, отметила, что законотворческая деятельность, связанная с поддержанными на общероссийском голосовании 4 июля 2020 года поправками к Конституции РФ, идет последовательно и системно. «У нас сформирована полноценная конституционно-правовая основа, а теперь предстоит создать институциональную основу конституционных новелл – эта логика четко прослеживается у законодателя. Наша группа продолжит мониторить реализацию конституционных норм, тем самым мы выполняем функцию общественного контроля», – сказала она.

Талия Хабриева подчеркнула, что поправки в федеральный конституционный закон о правительстве – первые из внесенных Президентом, потому что именно правительство – ключевой орган в системе органов публичной власти.

В предлагаемых новеллах, обращает внимание она, предусмотрена иная процедура формирования правительства, определены его полномочия, отражена новая конфигурация отношений с Президентом, который осуществляет общее руководство правительством, утверждены новые форматы взаимодействия с остальными органами власти, установлены другие приоритеты в деятельности, которые соответствуют параметрам социального государства.

«Концептуальное изменение – правительство позиционируется в системном единстве органов публичной власти, куда входят не только органы государственной власти, но и местного самоуправления. По сути, закон знаменует переход правительства к методам распределенного управления, а все звенья системы публичной власти делаются максимально открытыми и прозрачными», – говорит Талия Хабриева.

Павел Крашенинников, сопредседатель рабочей группы, председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, напомнил, что 22 сентября Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму пакет законопроектов в развитие поправок к Конституции. Среди них – законопроект о формировании правительства страны, поправки в федеральные конституционные законы о Конституционном суде РФ, федеральные законы о судах общей юрисдикции, арбитражные суды, федеральные законы, регулирующие деятельность силовых ведомств и другие законодательные акты.

«Именно этот президентский пакет формирует конституционную цепочку, систему изменения законодательства», – подчеркнул он.

Павел Крашенинников обратил внимание, что у Конституционного суда РФ появилось новое полномочие – предварительный нормоконтроль, в соответствии с которым Президент может представлять Конституционному суду законопроект, который еще не стал законом, на соответствие Конституции РФ. Кроме того, законопроект закрепляет положения, согласно которым Конституционный суд состоит из 11 судей; определяет конкретные процедуры, устанавливает нормы, связанные с тем, кто и когда может подать соответствующие жалобы, и с компенсацией лицам, чьи права нарушены и т. д.

 «Мне кажется, такое подробное изменение норм федерального конституционного закона правильно и послужит хорошей основой для защиты прав, свобод человека и гражданина», – заявил законодатель.

Андрей Клишас, сопредседатель рабочей группы, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, остановился на поправках, связанных с деятельность прокуратуры РФ и определяющих, что прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, выполняющих функции надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законодательства РФ, соблюдением прав и свобод человека и гражданина и т. д.

Он также заострил внимание на порядке назначения Президентом после консультаций с Советом Федерации генерального прокурора, его заместителей и прокуроров субъектов РФ. По мнению Клишаса, назначения региональных прокуроров должны проходить публично.

«Мы будем тесно взаимодействовать с региональными парламентами при рассмотрении кандидатур региональных прокуроров», – заверил он.