«Поправки в Конституцию РФ гарантируют государственную поддержку науки и образования»
Предложения по корректировке национальных проектов «Образование» и «Наука» были рассмотрены в Общественной палате РФ 21 октября на заседании Координационного совета при ОП РФ по национальным проектам и народосбережению, созданного в целях исполнения поручений Президента Российской Федерации.
Заместитель Секретаря Общественной палаты РФ, председатель координационного совета Александр Галушка акцентировал внимание на том, что в послании Президента народосбережение определено высшим национальным приоритетом, которому должны быть подчинены все направления работы во всех сферах. Он напомнил, что Президент дал поручение Общественной палате РФ обеспечивать поддержку гражданских инициатив, нацеленных на повышение качества жизни граждан, в том числе в области народосбережения, образования и в целом ряде других областей жизни с регулярным направлением соответствующих докладов, а также поручил регулярный общественный мониторинг и контроль над реализацией национальных проектов.
«Президент подчеркнул, что результаты национальных проектов должны быть понятны гражданам, приносить им ощутимую пользу, менять жизнь к лучшему, поэтому и оцениваться они должны не по обезличенным отчетам чиновников, а исходя из мнения людей. И задача Палаты – обобщать и концентрировать это мнение», – пояснил Галушка.
Александр Галушка рассказал о разработанном ОП РФ механизме приоритизации государственной деятельности и общественного мониторинга сферы народосбережения – индексе народосбережения. Индекс состоит из трех показателей – это качество населения, качество человеческого капитала и качество жизни, куда входят и такие критерии, как образование граждан и уровень их профессиональной квалификации и социальная инфраструктура. Кроме того, подчеркнул член ОП РФ, говоря о нацпроектах «Образование» и «Наука», необходимо отталкиваться от поправок к Конституции РФ, которые гарантируют государственную поддержку науки и образования.
«Национальные проекты должны быть продолжением детализации положений Конституции и указов Президента», – констатировал он.
Представляя результаты мониторинга исполнения нацпроектов, аудитор Счетной палаты РФ Дмитрий Зайцев рассказал, что экономический кризис, связанный с пандемией, внес свои поправки в сроки реализации и стратегические цели этих нацпроектов и вскрыл рисковые зоны. В нацпроекте «Образование» это прежде всего проблемы, связанные с цифровыми сервисами и инфраструктурой. В нацпроекте «Наука» – проблемы развития вузов второго эшелона, системы непрерывного образования, поддержки школьников, испытывающих сложности. Главные же факторы риска – это критическое, хроническое недофинансирование и дефицит квалифицированных кадров.
«Доля государственных расходов на сферу образования составляет 3,6–3,8 процента ВВП, тогда как в странах ЕС доля таких расходов составляет пять процентов ВВП. Больше всего недофинансирование ощущает сфера высшего образования, прежде всего на содержание и модернизацию учебной базы, – поделился он. – Россия существенно отстает от ведущих стран мира по уровню финансирования научных исследований и разработок. Расходы на гражданскую науку не увеличиваются: в 2019 году объем таких расходов составлял 422 миллиарда рублей – это всего лишь 2,65 процента расходов федерального бюджета».
По мнению Дмитрия Зайцева, необходимо полное переосмысление достижений и показателей нацпроектов и особое внимание к таким темам, как развитие цифровой инфраструктуры, повышение квалификации преподавателей в части цифровых компетенций, развитие системы непрерывного образования.
Первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко рассказал, что ведомство произвело корректировку нацпроекта «Образование»: в частности, в нем появился новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ», а в рамках развития системы дополнительного образования в городских школах планируется создание технопарков «Кванториум». Также будут продолжены уже зарекомендовавшие себя федеральный проект «Успех каждого ребенка», направленный на выявление и поддержку талантливой молодежи, и пилотный проект «500+», нацеленный на повышение качества образования: в 2020–2021 году в него войдет 10 тысяч школ.
Большое внимание ведомство уделяет профессиональному мастерству педагогических работников и управленческих кадров: «Мы планируем выстроить единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников, руководящих кадров общего образования, которая должна обеспечить их сопровождение на протяжении всей профессиональной деятельности и должна быть интегратором существующих механизмов, – заявил он. – Так, при педагогических вузах будут созданы педагогические “Кванториумы”, чтобы подготовить учителей к работе с детьми в этих технопарках».
В планах – усиление работы по повышению качества общеобразовательной подготовки студентов среднего профессионального образования. Исследование Рособрнадзором в 2018–2019 годах качества общеобразовательной подготовки таких обучающихся показало, что большинство из них не освоило основные общеобразовательные предметы.
«Есть риски, что обучающиеся не смогут освоить специальности или профессии, на которых данные предметы являются ключевыми», – опасается Глушко.
Также в планах ведомства – проведение всероссийских проверочных работ во всех организациях среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Современная школа».
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук рассказал, что ведомство разработало новый национальный проект «Наука и университеты», который к 2030 году обеспечит попадание России в число 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования. Это станет результатом консолидации усилий и потенциала научных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций реального сектора экономики – именно последние станут основными потребителями результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По словам Андрея Омельчука, в единый национальный проект войдут результаты действующего нацпроекта «Наука», федеральных проектов нацпроекта «Образование», а также новые федеральные проекты.
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки Михаил Погосян поделился результатами опроса общественного мнения о ходе реализации национального проекта «Образование», организованного Общественной палатой РФ. С целями и задачами нацпроекта ознакомлена только половина опрошенных. Респонденты назвали три самых важных федеральных проекта в составе нацпроекта – это «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Поддержка семей, имеющих детей», отметил Погосян. Но такие большие по объемам финансирования проекты, как «Молодые профессионалы» и «Экспорт образования», известны мало: «Это говорит о том, что нужно более широко и публично освещать цели и задачи нацпроекта».
По мнению работодателей, поделился Погосян, 91 процент выпускников вузов не обладает необходимыми навыками, а 25 процентов получают избыточное образование.
«Вопрос не только к системе образования, но и к бизнесу, который должен формулировать требования к системе образования. А система образования, в свою очередь, должна меняться намного быстрее, и определенная гибкость в нацпроектах должна быть», – делает он вывод.
Среди ключевых задач системы образования – подготовка будущих технологических лидеров, готовых работать на переднем крае науки и технологий, и формирование следующего поколения инженеров-инноваторов, изобретателей, технологических предпринимателей, способных осуществить технологический рывок и занять лидирующие позиции на зарождающихся мировых высокотехнологичных рынках, напомнила Наталья Кравченко, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности. По ее убеждению, преодолеть нехватку новых сильных технологических проектов и команд может помочь кружковое движение как способ массового вовлечения молодежи в научные и инженерные сферы.
«Мы говорим о воспитании и патриотизме. Я считаю, что вовлечение детей в создание того самого технологического будущего – это в том числе формирование в них патриотизма и желания участвовать в развитии своей страны», – говорит она.
С необходимостью увеличения государственного финансирования научных исследований согласен председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности, первый заместитель председателя координационного совета Борис Алешин. Он утверждает, что фундаментальная наука не может финансироваться из частного сектора, так как влечет за собой огромные риски. В то же время, считает он, необходимо стимулировать предприятия, чтобы у них появилось желание участвовать в образовательном процессе.
«Раньше кандидат на новую должность в научном коллективе не проходил без повышения квалификации. И пока на предприятиях, подконтрольных государству, не будет выстроена такая добровольно-принудительная система, не будет тяги к учению. Обращаюсь к профильным ведомствам и прошу сосредоточиться на выработке таких стимулов: ориентиры можно поставить любые, но нужны формы, которые обеспечат реалистичность поставленных задач», – настаивает Алешин.
Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло придает большое значение вопросам воспитания и духовного становления школьников.
«Русская литература – мы потеряли этот предмет в школе, этот мощнейший инструмент воспитания нравственности, эти альфу и омегу вопросов восстания и формирования нравственного пространства, – сожалеет он. – Контент отдан на откуп регионам и школам, а я считаю, что контент должен быть един на всей территории страны и определяться государством».
Руководитель портала Superjob.ru Алексей Захаров убежден, что надо сконцентрироваться на проблемах начального образования, решив их, обратиться к средней школе и только после этого заняться высшим образованием: «Процесс обучения сегодня выстроен так, что уже среднее образование получает полностью “убитую” аудиторию – в плане отношения к получению образования».
Юлия Оглоблина, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий, утверждает, что сельские территории особо не ощущают пользу от реализации рассматриваемых нацпроектов. В частности, селянам не понятно, сколько школ будет отремонтировано на селе и что будет с теми, которые находятся в подвешенном состоянии на грани закрытия: «Хотелось бы, чтобы за время действия нацпроектов стопроцентно вопрос по сельским школам был закрыт».
«Хочу обратить внимание на основные тезисы нашего обсуждения: мы последовательно реализуем дискурс о том, что народосбережение – высший национальный приоритет, которому подчинены все наши усилия в разных сферах; мы так и будем строить работу, чтобы красная нить всех национальных проектов четко вычерчивалась. Еще одна сквозная позиция по всем национальным проектам – удовлетворенность граждан нацпроектами. Мы также хотим напомнить, что наше участие в мониторинге, обсуждении и корректировке нацпроектов носит постоянный характер, и мы будем настаивать, чтобы Общественная палата РФ была их соисполнителем. Ровно это мы будем предлагать по всем национальным проектам, в том числе и по нацпроектам “Образование” и “Наука”», – резюмировал Александр Галушка итоги мероприятия.
Он также выделил ключевые аспекты, в соответствии с которыми координационный совет представит рекомендации по корректировке нацпроектов «Образование» и «Наука» – это необходимость ранней диагностики для раскрытия способностей и таланта ребенка; особое внимание к роли учителя в жизни школьника; поддержка различных формы самоорганизации; наличие воспитательная компонента в школе; особое внимание и особые подходы к детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также к образовательным организациям в сельских территориях; преодоление невосприимчивости экономики и общества к инновациям и низкой эффективности российских исследовательских организаций. Кроме того, в рекомендациях будет указано о неисполнении указа Президента о реализации комплексных научно-технических программ и необходимости формирования четкого механизм управления национальными проектами.