24.11.2020

Общественные советы помогут власти и обществу вместе реализовать нацпроекты в сфере образования

В Общественной палате РФ состоялось совместное заседание общественных советов при Министерстве науки и высшего образования РФ, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Министерстве просвещения РФ.

Модератором встречи традиционно выступил заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб.

Главной темой заседания стало взаимодействие профильных общественных советов как инструмент повышения эффективности в реализации национальных проектов.

Председатель Общественного совета при Минобрнауки России Александр Чубарьян в своем выступлении выделил несколько задач, которые считает приоритетными для ОС.

«Необходимо найти формы качественного улучшения деятельности образовательных учреждений и проследить, какова их связь с государством, с социальной, экономической ситуацией. Общественный совет должен посмотреть, в какой мере министерство учитывает настроения в отрасли, учитывает то, чем живет сегодня учительство, как реагирует на проблемы. Должен быть элемент обратной связи. Для этого надо иметь определенную программу деятельности совета, чтобы потом мы могли спросить у министерства, что они сделали в том или ином направлении. Общественный совет – это некий элемент связи министерства и огромного количества людей».

Спикер также отметил необходимость активного участия ОС в работе по совершенствованию национальных проектов «Образование» и «Наука и университеты»:

«Мы должны проследить, в какой мере существующие организационные структуры готовы к реализации этих нацпроектов. Также необходимо на совете в конце этого года или в начале следующего заслушать мнение министра».

Председатель Общественного совета при Минпросвещения России Виталий Сурвилло отметил, что главная задача ОС – услышать позицию общественных организаций в сфере образования, профессорского, родительского, педагогического совета сообществ.

«Мы должны доводить мнение общественности по тем или иным вопросам до работников министерства, организовывать экспертное обсуждение этих вопросов. Кроме того, крайне важно доносить до людей позицию министерства. Со своей стороны я вижу желание Минпросвещения максимально удовлетворить запрос общества в рамках имеющихся компетенций».

В. Сурвилло также рассказал, что на последнем заседании общественного совета подробно обсуждался вопрос о статусе учителя, отметив при этом, что решения по данной теме не были донесены до широкой общественности.

«Это большой недостаток в работе. Поскольку вопросы обсуждались глобальные, болезненные, касающиеся статуса учителя, его загруженности, подготовки, переаттестации. Были выработаны рекомендации и направлены в министерство. Министерство уже готовит свои ответы на наш запрос. Теперь архиважно все-таки донести эти решения до людей».

По словам спикера, на ближайшем заседании ОС в декабре будут обсуждаться итоги дистанционного образования.

«Тот факт, что около 70 процентов школ по-прежнему работает в очном режиме, говорит о том, что угрозы системе очного образования нет. Однако обсудить итоги дистанционного обучения очень важно. Рекомендации, которые мы выработаем на основе мнения общественности, будут полезны для министерства».

Тему взаимодействия министерств и общественных советов продолжил первый заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко:

«Сейчас в нашей работе общественный совет – это действительно мостик для взаимодействия с общественными организациями. Для нас крайне важно услышать позицию общественности и донести до учительского, родительского сообществ свою позицию. Мы обсуждаем наболевшие вопросы и информацию о решениях, которые в министерстве принимаются и транслируются на уровне регионов, стараемся донести до каждой школы».

В частности, спикер отметил, что в настоящее время ключевыми темами обсуждений являются возможные формы сохранения очного формата обучения с применением мер, прерывающих распространение инфекции коронавируса, а также противодействие распространению ложной, по его словам, информации о том, что очное обучение станет доступно лишь для людей с высоким доходом.

Заместитель министра науки и высшего образования Андрей Омельчук представил доклад о реализации национального проекта «Наука». Им также был презентован единый национальный проект «Наука и университеты», объединяющий повестку научной сферы и системы высшего образования, стартующий с 1 января 2021 года.

«Нацпроект должен быть гибким. Это достаточно серьезный инструмент, который должен учитывать сегодняшние реалии, мнения и потребности разных кругов: и профессоров, и ректоров, и аспирантов», – прокомментировал выступление Владислав Гриб.

Первый заместитель председателя Комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло рассказал о своем опыте развития направления нравственно-духовного воспитания детей. По его словам, наиболее эффективными дисциплинами в этой области являются русская литература и музыка, и именно этим предметам необходимо уделять особое внимание.

«В рамках принятых по вопросам воспитания решений нас беспокоит то, что министерство оставляет за собой разработку примерной программы, а модульным и контентным содержанием должны заниматься образовательные учреждения. Во-первых, это дополнительная нагрузка на учителей, а во-вторых, нам нужно единое образовательное мировозренческое пространство. Мы должны разработать единую программу воспитания по всей стране», – добавил Пожигайло.

Председатель Комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко напомнила, что в рамках работы Координационного совета по нацпроектам обсуждался план достижения национальных целей, в который включены мероприятия по вовлечению молодежных и школьных команд в решение наукоемких и высокотехнологичных вызовов.

«Считаю, что нужно обратить особое внимание на то, чтобы у нас не только на уровне высшего образования, но и на уровне школьного образования сформировалась воронка для вовлечения ребят в такую технологическую повестку. Сейчас в этом аспекте мы видим некоторый разрыв», – добавила спикер.