Многообразие культур – важнейший фактор развития общества
В Москве состоялся Форум педагогического мастерства учителей родного, в том числе русского, языка.
Мероприятия первого дня прошли на площадке Общественной палаты РФ при поддержке Комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.
Участниками форума стали представители профильных органов исполнительной власти, Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка и других некоммерческих организаций, учителя школ, воспитатели детских садов и преподаватели дополнительного образования.
Модератором выступила директор Научно-исследовательского центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС Ольга Артеменко.
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ Сергей Станченко в своем обращении к участникам форума подчеркнул, что Россия всегда была, есть и будет многонациональной страной, для которой сохранение и развитие культур населяющих ее народов входит в число базовых ценностей, разделяемых всем населением страны.
«Для нас многообразие культур является одним из важнейших факторов устойчивого развития общества, а укрепление межнационального согласия – одной из основ нашей безопасности как государства», – заявил он.
Спикер напомнил о важности труда педагогов, преподающих родной язык, отметив, что российская система образования ставит перед собой очень амбициозные и ответственные задачи. Одна из них – сделать школу ближе к реальной жизни, подготовить выпускников школ к тем вызовам современного мира, с которыми им придется столкнуться в будущем.
«Именно родной язык связывает обучение с реальной жизнью каждого ребенка, расширяя его мировоззрение, помогая найти себя в будущей взрослой жизни», – сказал Сергей Станченко.
Необходимость создания в школах условий для изучения родных языков, в том числе мотивации детей, подчеркнул в своем выступлении депутат Госдумы, член Комитета по образованию и науке Алдар Дамдинов.
«Мы хотим, чтобы наши дети знали родной язык, говорили на нем. В Бурятии, например, очень многое делается в этом направлении. Мы создали полную линейку учебников по бурятскому языку. Я думаю, что такая работа ведется в каждом регионе. Еще в 2018 году мы работали над законом 273 по родным языкам и детально разбирали проблематику: и методику преподавания, и подготовку кадров. В результате появилось предложение по созданию фонда сохранения и изучения родных языков, который сейчас уже работает, и регионы многого от него ждут», – подчеркнул он.
Обращаясь к присутствующим учителям, Алдар Дамдинов заявил, что Комитет по образованию и науке всегда открыт к диалогу.
Депутат ГД, член Комитета по образованию и науке Алексей Загребин затронул тему сохранения жизнеспособности родного языка в условиях мегаполиса.
«С карты сейчас исчезают деревни – среднее поколение отправилось в райцентры, молодежь отправилась в города. А ведь деревни – это именно те территории, где бытовал родной язык. В Удмуртской Республике мы приняли решение о том, что национальные гимназии должны появиться во всех городах. И в райцентрах, и в крупных селах нужно создавать языковые гнезда», – сказал спикер.
Форум педагогического мастерства учителей родного, в том числе русского, языка проводится в рамках проекта «Всероссийский форум культур и языков народов России», который призван способствовать созданию профессиональной коммуникативной среды для взаимообмена передовыми инновационными методами преподавания родного языка в среде педагогов, а также формированию у педагогов компетенций по использованию потенциала культуры в популяризации родного языка.
В рамках программы первого дня на площадке ОП РФ педагоги – участники форума продемонстрировали национальные костюмы и предметы традиционной материальной культуры – результаты декоративно-прикладного творчества школьников.