Александр Галушка: «Национальный проект – это про людей, а не про деньги»
В Общественной палате РФ состоялось заседание Координационного совета по национальным проектам и народосбережению под председательством заместителя Секретаря ОП РФ Александра Галушки.
Темой дискуссии стала реализация национального проекта «Жилье и городская среда» и предложения по его совершенствованию.
Текущую ситуацию по достижению целевых показателей нацпроекта на уровне регионов представил начальник инспекции Счетной палаты РФ по контролю за ходом реформирования и модернизации ЖКХ Алексей Глазачев.
«На этапе формирования нацпроекта лишь 11 регионов считали возможным достижение установленных показателей по увеличению объемов строительства и расселения аварийного жилищного фонда, а 15 регионов считали недостижимыми значение показателей входящих в нацпроект федеральных проектов; 38 регионов отмечали риски недостижения показателей», – рассказал эксперт.
Основным фактором, препятствующим достижению необходимых целевых показателей, по его словам, является недостаточность средств для обеспечения строящегося жилья объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
«По оценке регионов, общая потребность в финансировании оценивалась в размере 2,7 триллиона рублей. В то же время средства, которые предназначались в рамках программ стимулирования жилищного строительства до 2024 года были определены в размере только 184 миллиардов рублей», – сообщил Глазачев.
Заместитель полномочного представителя Президента в ЦФО Артур Ниязметов указал на отсутствие в нацпроекте положения об индивидуальном жилищном строительстве.
«Без ИЖС задачи Президента по демографии не выполнить, но при этом в нацпроекте нет реальной поддержки этого сектора (льготы, кредитование), ипотеки под ИЖС тоже нет. Банки неохотно берут риски выдавать ипотеку, если человек самостоятельно строит себе жилье. Поэтому, например, в Липецке реализовывается пилотный проект, когда кредиты выдаются на ИЖС, при этом нанимается сертифицированный подрядчик, который строит дом. Мы считаем, что нужно четко закрепить и развивать механизмы поддержки строительства ИЖС на федеральном уровне», – заявил спикер.
Комиссия ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам подготовила комплекс мер по решению проблемы обеспечения жильем граждан с низкими доходами. Их представила первый зампред комиссии Галина Дзюба.
Среди предложений комиссии – создание на федеральном уровне единой системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в жилищной поддержке; выплата гражданам с низкими доходами субсидии за наем жилья в случае, если плата за наем превышает предельную долю расходов на ЖКХ; создание системы учета помещений социального жилфонда; создание на уровне регионов жилищных корпораций, осуществляющих формирование и управление соцжилфондом, и др.
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло предложил такую методику обеспечения жильем граждан с низким достатком, как внедрение института социального жилья.
В качестве эффективного примера спикер привел опыт немецких коллег: «Если, например, в немецкой семье с низким уровнем дохода рождаются двое и более детей, то государство предоставляет соцжилье, которое расположено недалеко от потенциально интересного для родителей рабочего места в зависимости от их специальности. Таким семьям обеспечивается образование, проживание, питание и медобслуживание. При этом обналичивание вложенных средств отсутствует. Таким образом, система обеспечивает семью необходимым минимумом, чтобы можно было рожать много детей, и одновременно мотивирует как можно раньше выйти на работу и содержать семью. И в тот момент, когда человек встает на ноги и получает стабильную зарплату, он может освободить социальное жилье и уже воспользоваться механизмом ипотеки, чтобы приобрести жилье в собственность».
Заведующий лабораторией, руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) Владимир Сальников указал на необходимость совершенствования программ капремонта:
«У нас капремонт по тому, как он проводится, – это что-то вроде углубленного косметического ремонта. У нас нет ни полной картины эффективности, ни понимания, как он влияет на параметры качества жилья, реальные параметры аварийности. Это ключевые вопросы, на которые надо отвечать, но на которые мы пока отвечать не умеем».
Заместитель главы Администрации Липецкой области Илья Тузов сообщил, что, согласно рейтингу РИА «Новости», регион на пятом месте по объему ввода жилья за 2020 год по стране и на втором месте по ЦФО. Спикер поделился с присутствующими опытом, который позволил добиться такого результата.
«В частности, в регионе разработан атлас перспективных территорий жилищного строительства, то есть земельных участков. Регион также вошел в семь пилотных регионов базы данных Росреестра, чтобы люди не искали выписки, не просили. В онлайн-формате строитель и покупатель могут посмотреть, в каком состоянии находится участок, какими сетями обеспечен», – рассказал Тузов.
О ходе реализации программы переселения из аварийного жилья рассказал директор департамента стратегических проектов Минстроя России Михаил Гилев:
«Сейчас мы имеем уже неплохие результаты. Мы закрыли плановые показатели 2019, 2020 и 2021 годов включительно. Сейчас стоит задача увеличения темпов переселения».
В финале мероприятия Александр Галушка озвучил 10 основных пунктов, которые должны войти в итоговый документ ОП РФ по результатам обсуждения.
Среди них: необходимость трактовки высшего национального приоритета – народосбережения – как критерия оценки эффективности реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», измерения и таргетирование удовлетворенности людей по результатам работы нацпроекта, а также глубокой проработки обоснований мероприятий, запланированных в рамках нацпроекта.
«Мероприятия должны быть обоснованы моделями и анализом, а не просто тем, что под них деньги предполагается расписать», – заявил Галушка.
Кроме того, он указал на необходимость увязки нацпроекта «Жилье и городская среда» с национальными проектами «Демография» и «Повышение производительности труда», а также с комплексным планом развития инфраструктуры.
Одним из важнейших аспектов реализации нацпроекта Галушка назвал наличие общественно значимого результата:
«Хотелось бы подчеркнуть, что национальный проект – это про людей, а не про деньги. Да, кассовое исполнение имеет значение, но оно не является общественно значимым результатом. Это техническая внутриведомственная вещь. И раз мы кассовое исполнение обсуждаем на нашей площадке, то получается, что для ответственного ведомства нацпроект фактически вылился в еще один способ расходования бюджетных денег с отличными от госпрограмм и ФЦП процедурами и с несколько отличным механизмом принятия решений. Но национальные проекты не ради этого создавались».
В итоговый список также вошло развитие механизмов небанковского финансирования обеспечения людей жильем, использование технологий типизации, централизации и цифровизации, сокращающих и удешевляющих процесс строительства жилья, обеспечение раскрытия информации об актуальном состоянии национальных проектов, а также внедрение предложенных членами ОП РФ механизмов обеспечения жильем граждан с низкими доходами.
«На основе этих 10 пунктов мы подготовим соответствующий протокол, соответствующее решение. Направим его в качестве доклада Президенту РФ, а также в правительство, профильные министерства, Счетную палату, в обе палаты парламента и всем полпредам», – заявил глава корсовета.