05.10.2021

Учитель как призвание: роль педагога обсудили в Общественной палате

5 октября во всем мире отмечают День учителя. Не так давно Президент России Владимир Путин особенно подчеркнул важность школьного образования и роль учителя в этом процессе, а также предложил объявить 2023 год Годом педагога. В преддверии праздника и в рамках исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 4 октября в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол на тему «Роль учительства и учителя в России».

Открывая работу круглого стола, Елена Родионова, член Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, директор АНО АСТИК, поздравила всех с наступающим праздником.

«Так сложилось, что учителя – это те люди, которые есть в жизни каждого человека. Эта профессия сегодня включает в себя многое: наши педагоги являются и психологами, и управленцами, и руководителями проектов, и теми, кто проводит первоклассные ивенты, что, конечно, говорит о том, что сейчас проходит новый этап в развитии и преобразовании профессии как таковой, но и в подготовке педагогических кадров. И на сегодняшней встрече мы, конечно, уделим этому особое внимание. Мы верим, что у нашей педагогической общественности большое будущее, в котором только прекрасные люди!» – отметила она.

Говорить об образовании, не привлекая к разговору непосредственно практиков, учителей, которые сейчас работают в школе, было бы бессмысленно. Ведь именно они помогают изнутри увидеть проблемы и тяготы, которые беспокоят педагогическое сообщество, а также поделиться конкретными наработками, проектами, которые проводят в своих образовательных учреждениях.

Проблему кадровой нехватки в школах, а в особенности кадровой нехватки специалистов эстетического блока, затронула учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 18 имени А.Р. Лысенко Екатерина Берзегова. Александр Малахов, социальный педагог ГБОУ «Школа № 2065», обратил внимание на юридическую незащищенность педагогов, примеры негативного образа учителя, который периодически транслируется в СМИ.

Говорили и о положительных сторонах – успешную практику сотрудничества педагогического и ветеранского сообществ представил учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ с. Нижнетроицкий» МР «Туймазинский район» Республики Башкортостан Ольга Каптелинина.

Невозможно вести разговор о роли учителя, не зная базиса. А базис – это, конечно, история. О том, как работали педагоги в годы Великой Отечественной войны, рассказал профессор кафедры истории России МПГУ Андрей Минаков. В связи с его докладом у участников круглого стола возникло предложение ввести в педагогические вузы для студентов особый курс, посвященный истории учительства в России.

У любого специалиста есть имидж. Мария Левина, президент Женского премиум-клуба и школы MyQueen, сделала акцент на необходимости целенаправленного формирования имиджа учителя, отметила, что учитель – это не просто передатчик знаний, это личность, которая должна быть гармоничной как внутри, так и снаружи.

Важный и очень трудный аспект в работе учителя – работа с родителями.

«Союз семьи и школы – залог успеха. Надо обратить внимание на то, что в педагогических вузах не учат работать с родителями. А ведь это один из ключевых моментов профессии. Необходимо ввести специальный курс по работе с родителями, ведь существует множество практик и специалистов, чей опыт будет так полезен педагогам», – сказал ответственный секретарь координационного совета НРА Алексей Гусев.

Доктор педагогических наук Александр Прутченков в своем выступлении дал практические советы «Как учителю не стать стандартным в условиях образовательного стандарта».

Об особой российской традиции в образе и личности педагога рассказала Елена Малышева, заместитель начальника департамента Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам: «Учитель – это не просто источник знаний, это нечто большее, что предполагает совершенно другой уровень восприятия. Для ученика он на протяжении всей истории нашей страны был калькой: с него брали пример, на него равнялись».

Она также отметила, что в российской традиции учитель – это ретранслятор государственной политики. И сочетание двух начал – государственного и личностно-коммуникативного – составляет смысловую нагрузку российского учителя. Она также присоединилась к словам Марии Левиной о важности имиджа учителя и продемонстрировала на примере архивных записей, что образ учителя на протяжении веков фиксировался в сознании учеников.

Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации отметил: «Роль учителя в современном обществе сложно переоценить. Процессы цифровизации, несмотря на определенные опасения, лишь подчеркивают высокий статус педагогического труда, важность личного контакта учителя с классом. В настоящий момент в рамках реализации национального проекта “Образование” ведется грандиозная работа по модернизации отечественной системы образования, в том числе обновления материально-технической базы образовательных организаций всех уровней. Особое внимание уделяется и подготовке педагогических кадров, привлечению и удержанию в профессии молодых специалистов. Очевидно, что эти и другие меры, предпринимаемые в последние годы, дадут свои плоды, и прежде всего в качестве подготовки наших учащихся».

Предложения участников по итогам круглого стола буду обобщены и направлены в адрес профильных органов государственной власти и заинтересованных организаций.