02.07.2019

В России будет запущен портал локальных культурных брендов «Живое наследие»

На площадке Общественной палаты РФ прошла презентация национальной карты локальных брендов проекта «Живое наследие».

Открывая встречу, Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев рассказал, что сам много ездит по стране и создаваемый портал может стать отличным подспорьем при выборе маршрута для путешественника.

«Во многих городах есть что-то интересное, но часто приходится узнавать об этом от друзей или знакомых. Например, Архангельская область богата старинными селами и деревянным зодчеством, там есть замечательный музей под открытым небом “Малые Корелы”, который является жемчужиной Русского Севера. А в Улан-Удэ есть прекрасный этнографический музей народов Забайкалья. И по всей стране много других уникальных и интересных мест, о которых люди мало знают. Про развитие туризма говорится много лет, но в основном речь идет об инфраструктуре и дорогах, а этот проект – о сути дела, о том, чем может быть наполнена жизнь туриста, перемещающегося по стране. В следующий раз, когда мы отправимся в командировку, то обязательно будем смотреть этот сайт и строить маршрут на основе его информации», – отметил Валерий Фадеев.

Глобализация современного мира приводит к стандартизации всего вокруг, созданию однотипных и универсальных объектов, подчеркивает председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, руководитель проекта «Живое наследие» Андрей Максимов: «Сегодня сложно найти аутентичное и необычное место, провести уникальный незабываемый отдых, а между тем люди хотят найти то, чего нет у всех».

По мнению общественника, локальные культурные объекты и практики, воплотившие в себе традиции и творчество местных жителей и несущие культурный код территории, часто известны только в конкретном населенном пункте или регионе, но при грамотном продвижении они способны в короткий срок стать известными всеми миру. В дальнейшем они могут привлекать к себе туристов из самых отдаленных мест планеты, а вокруг такого колоритного места будет развиваться и вся территория.

Отвечая на вопрос, чем презентуемый ресурс отличается от других и зачем он нужен, Андрей Максимов отметил, что сайты Минкультуры и Минпромторга просто предлагают сухую информацию о существующих объектах, но совершенно не рассчитаны на туристов и граждане не участвовали в их создании.

«Портал “Живое наследие” – это определенный угол зрения. Такого ресурса у нас пока нет. Кроме того, для многих объектов культуры – это возможность выжить. Например, Рязанская выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ), построенная не в 1930-е, как в Москве, а в 1950-е годы ХХ века, смогла сохраниться благодаря привлечению туристов. Это сайт живых объектов, которые могут найти друг друга и начать взаимодействовать, формируя для людей акценты на ключевые туристические моменты. Кроме того оценивать объекты будут сами посетители этого ресурса. По сути, это народный список брендов, некий российский аналог американского сайта TripAdvisor», – рассказал автор проекта.

Член ОП РФ также отметил, что особое место на карте будет посвящено объектам нематериального культурного наследия, включающим обычаи, традиции, мифы и легенды, самобытные поселения, гастрономические особенности территории, людей либо литературных персонажей, связанных с этой местностью.

Электронный ресурс – это только часть работы, говорят авторы, также планируется провести ряд мероприятий в различных регионах РФ.

«Мы уже провели несколько экспедиций в регионы, узнали забытые достопримечательности, достойные попасть на карту. Проведем тренинги с активистами о том, как оживить эти объекты. В ходе работы мы привлекаем людей различного профиля: это маркетологи, политологи, историки, культурологи, журналисты и просто представители общественных организаций. Взаимодействуем с региональными общественными палатами», – сказал Максимов.

В июле текущего года на сайте «Живое наследие» планируется разместить топ-500 достопримечательностей страны.

«Из нескольких тысяч заявок было отобрано 590 объектов культурного наследия, меньше выбрать нам не удалось, так как все они интересные и уникальные. Целевая аудитория нашего проекта широкая – это российские и зарубежные туристы, и сами жители территории, и инвесторы, которые могут вложить средства в локальный бренд, а также органы власти. Например, новый мэр или губернатор сможет быстро узнать о самом главном на своей территории», – подчеркнул эксперт.

Валерий Фадеев напомнил, что конкурс «Великие имена России» показал, что жители часто сами не знают великих граждан своей местности. Например, Фарман Салманов, советский и российский геолог-первопроходец, один из первооткрывателей сибирской нефти, для многих неизвестен.

«Считаю, что каждый ребенок должен знать великих граждан нашей страны, чтобы в школе изучали список таких персоналий, а то не все знают Пушкина, а уж тем более Салманова», – сказал он.

Директор по продвижению территорий и стратегическим коммуникациям, директор по маркетинговым коммуникациям коммуникационного агентства АГТ Владислав Шулаев добавил, что в школах надо изучать не только имена великих людей, но и объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенные в России.

Шулаев также подчеркнул, что важно понимать, какие именно народные промыслы стоит поддерживать в регионе и размещать на портале «Живое наследие». По его мнению, необходимо проводить народные референдумы, которые покажут, что именно жители территории выделяют как самое значимое.

Андрей Максимов рассказал, что не каждое красивое здание попадет на карту. Организаторы с помощью экспертов и народного голосования будут отбирать те объекты, которые имеют потенциал развития на глобальном уровне.