08.11.2022

Опыт ОП РФ по наблюдению за выборами за рубежом представили на форуме «Сообщество»

В России сложился уникальный комплекс практик общественного наблюдения за выборами, в том числе за рубежом. Этот институт помогает развитию общественной дипломатии, а также обмену опытом и знаниями в электоральной сфере на международном уровне. Перспективным направлением продвижения российской модели международного наблюдения за выборами могут стать образовательные проекты для заинтересованных граждан других стран. Об этом шла речь на секции «Наблюдение на выборах за рубежом: экспертиза ОП РФ» на итоговом форуме «Сообщество». 

ОП РФ является одной из ведущих общественных организаций, которая осуществляет наблюдение за выборами за рубежом, подчеркнул Максим Григорьев, председатель Координационного совета по общественному контролю за голосованием при ОП РФ.

«Общественная палата занимается этим больше 10 лет. После каждой избирательной кампании выходят экспертно-аналитические доклады наблюдательной миссии ОП РФ, в которых мы публично и открыто даем оценку прошедшим выборам», — добавил он.

До 2020 года общественные наблюдатели от ОП РФ принимали участие в наблюдении на выборах в различных странах мира в составе делегаций других организаций, например Межпарламентской ассамблеи СНГ. С 2021 года Общественная палата России начала развертывать собственные наблюдательные миссии за рубежом: в пилотный год удалось организовать четыре кампании наблюдения, в 2022 году число миссий на данный момент составляет восемь и запланированы еще две до конца года.

В России разработаны и внедрены передовые технологии организации выборов, общественного наблюдения за ними, обеспечения прозрачности и легитимности выборов, отметила Алена Булгакова, заместитель председателя Координационного совета по общественному контролю за голосованием при ОП РФ.

«То, что мы видели на международном уровне, показывает: российские электоральные стандарты уже опережают общемировую практику. Нам всегда есть чем поделиться, что рассказать, в чем сотрудничать и над чем работать в рамках целеполагания независимого неангажированного общественного наблюдения», — сказала Алена Булгакова.

«Наблюдатель на выборах как свидетель на свадьбе: он не учит жениха выбирать невесту, но он находится рядом на протяжении праздника, следит за организацией и, когда будет организовать собственную свадьбу, сможет учесть полученный опыт. Именно так должны действовать наблюдатели, а не так, как полагают в некоторых европейских государствах, когда наблюдатели чуть ли не должны признать законность или незаконность выборов», — заявил Александр Холодов, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, лично принявший участие в работе миссий 2022 года во время парламентских выборов в Абхазии и Ливане, парламентских и муниципальных выборов в Республике Конго, а также всеобщих выборов в Кении и Анголе.

Российский формат общественного наблюдения на выборах за рубежом остается крайне эффективным инструментом электорального направления общественной дипломатии, напомнил Павел Андреев, член ЦИК РФ.

«Этот инструмент мягкой силы используется недостаточно: помимо ЦИК России и небольшого пула экспертов, направляемых на наблюдение в формате миссий ОП РФ или Межпарламентской ассамблеи СНГ, представителей российской электоральной школы практически не видят и не знают. Между тем интерес к ней огромен, а запрос на знакомство с российскими избирательными технологиями и стандартами велик», — заявил Павел Андреев.

Позитивно оценил с дипломатической точки зрения работу миссии ОП РФ на примере всеобщих выборов в Анголе 24 августа 2022 года Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Ангола Владимир Тараров:

«Миссия показала себя с лучшей стороны, продемонстрировав серьезные намерения и интересы России к развитию отношений с африканскими странами. Для народа Анголы это очень важно».

В рамках развития института наблюдения и продвижения российской электоральной экспертизы Павел Андреев предложил проводить тренинги и создавать различные программы обучения зарубежных граждан, желающих стать наблюдателями на выборах и референдумах.

Посол по особым поручениям МИД России Владимир Чуров поддержал идею Павла Андреева:

«Нужно создавать образовательные программы для специалистов в области организации и проведения выборов — политтехнологов, политологов, профильных журналистов, членов избирательных органов всех уровней. Подобная система обучения может быть разработана МИД России совместно с Общественной палатой РФ и ЦИК России. Предложение крайне актуальное, поскольку альтернативная система подобного образования — в Великобритании и США — существует давным-давно: работает всемирная сеть учебных заведений, которые готовят специализированные кадры. На каждом континенте есть подобный университет».

Со своей стороны, Роман Амбурцев, начальник аналитического отдела Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств-участников МПА СНГ, сообщил, что МПА СНГ инициировала запуск специализированного курса в магистратуре факультета международных отношений СПбГУ.

Члены наблюдательных миссий ОП РФ поделились практиками организации выборов, собранными ими в ходе работы за рубежом. Как отметил председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов, наблюдатели изучали электоральные системы стран по трем основным критериям: технологическому удобству процедур, прозрачности и представительности выборов.

Так, в Анголе и Кении есть возможность отдать свой голос с использованием биометрических технологий, что позволяет обеспечить удобство прохождения процедуры голосования. В Анголе используются талоны электронной очереди. В Ливане всем наблюдателям при подсчете голосов на отдельном экране демонстрируют анонимный бюллетень с отметкой избирателя.

В то же время, по словам Андрея Максимова, некоторые современные технологии, включая биометрию, интегрированные в электоральные процессы, создают угрозу соблюдению тайны голосования, поскольку появляется возможность отследить выбор каждого конкретного избирателя путем сопоставления цифровых данных. В свою очередь, это ставит новые задачи перед организаторами электоральных процессов по нивелированию этой угрозы

По итогам презентации участники секции договорились обсудить возможности запуска международного образовательного проекта по наблюдению.

Фото: oprf.ru