10.11.2022

Повышение качества услуг НКО как механизм улучшения жизни граждан

8 ноября в Общественной палате РФ прошел Форум «День качества НКО», приуроченный ко Всемирному дню качества, который ежегодно отмечают во второй четверг ноября. 

Мероприятие открылось пленарным заседанием, темой которого стало качество деятельности НКО как ключевой показатель современного рынка услуг социальной сферы. Модератор форума Ирина Бокова, PR-менеджер центра качества «Окно», подчеркнула, что основная цель форума — привлечение внимания к вопросам повышения качества услуг НКО.

Татьяна Буцкая, депутат Государственной думы РФ, обратила внимание, что сегодня НКО тесно вплетены во все государственные процессы, в том числе в социальной сфере. По ее мнению, необходимо сформировать на портале госуслуг реестр НКО, помогающих людям.

«Люди должны видеть эти НКО. Они должны быть встроены в систему господдержки граждан», — пояснила она.

Качество — это не только экономическая, но и нравственная категория, отметил Геннадий Воронин, президент Всероссийской организации качества, главный редактор журнала «Стандарты и качество». По его словам, качество оказываемых услуг в том числе зависит от желания самого человека хорошо делать свою работу.

Илона Южакова, генеральный директор центра качества «Окно», отметила высокий уровень поддержки проектной деятельности российских НКО. Среди недостатков господдержки она назвала превалирование поддержки проектной деятельности над поддержкой текущей постоянной деятельности организаций, отсутствие поощрений организаций, работающих в социальной сфере, отсутствие понятных механизмов, которые НКО могут применять, чтобы перейти от разовой проектной к постоянной деятельности.

«Качество может достигаться только тогда, когда у представителей НКО есть соответствующие инструменты и компетенции по работе с этими инструментами», — сделала вывод эксперт.

Она добавила, что для повышения качества работы НКО как поставщиков услуг необходимо повышать их навыки использования инструментов управления качеством, поощрять организации, которые уже ведут успешную постоянную деятельность, поддержать создание реестра НКО на портале Роскачества, дополнить меры поддержки такими инструментами, как субсидии на проведение независимой оценки, сертификации услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработку стандартов и т. д.

Анна Малечкович, директор департамента эффективности бизнес-процессов и международного сотрудничества Роскачества, отметила, что речь идет в первую очередь о качестве процессов в организациях. Их оптимизация позволяет НКО оперативно реагировать на изменяющиеся условия внешней среды и адаптироваться к новым реалиям. Она сообщила, что в сентябре 2022 года правительство поручило Роскачеству развивать систему конкурсов и премий, направленных на внедрение культуры и качества производства и рост эффективности бизнес-процессов в стране.

Анна Малечкович рассказала о взаимодействии Роскачества с центром «Окно», направленном на повышение эффективности деятельности НКО.

«Этими организациями и представлен социальный сектор, и это особенно актуально важно сейчас, поскольку эти организации в первую очередь определяют и влияют на уровень качества жизни граждан России», — подчеркнула она.

Оксана Коротеева, директор НОЦ «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» ИГСУ РАНХиГС, эксперт ОП РФ, напомнила, что на итоговом форуме «Сообщество» были представлены результаты регионального рейтинга третьего сектора «Регион-НКО».

«Рейтинг стал наиболее полным источником информации о третьем секторе. Он помог аргументированно вскрыть реальный уровень региональных диспропорций. Проблема выявленных в рамках рейтинга региональных диспропорций вошла в актуальную повестку государственной политики в сфере некоммерческого сектора», — поделилась она.

Обсуждение наиболее актуальных вопросов оценки качества, инструментов управления и стандартов качества деятельности НКО продолжилось на экспертной сессии «Стандарты менеджмента качества НКО: успешные решения». Ее участники поделились опытом применения системы «Окно» и идеями, которые должны повысить устойчивость организаций. Также в рамках форума прошли дискуссионная площадка «Единая модель качества жизни как основа для оценки эффективности социальных проектов» и питчинг «Проекты НКО как системные решения региональных задач в социальной сфере» — его участники презентовали проекты, которые улучшили качество жизни жителей региона.

Фото: oprf.ru