16.11.2023

В приоритете — движение к технологическому суверенитету страны

Оценка качества образования, профессиональная общественная аккредитация высшего образования, снижение бюрократической нагрузки на педагогов — эти и другие вопросы обсудили на совместном заседании общественных советов при Министерстве просвещения Российской Федерации, Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Мероприятие на тему «Актуальные вопросы российского образования: тренды и задачи» прошло 15 ноября в Общественной палате РФ.

Открывая заседание, заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб сообщил, что накануне состоялось пленарное заседание Шестого профессорского форума «Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики», на котором выступали профильные министры, депутаты, ректоры вузов и другие лидеры высшего образования. Совместное заседание трех профильных советов проходит в рамках форума, подчеркнул модератор.

Экспертное сообщество, представленное в составе профильных общественных советов, многое делает для системы образования, отметил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.

«Мы работаем для наших заказчиков — обучающихся и преподавателей. И обязаны сделать все, чтобы они почувствовали изменения, соответствующие современным требованиям», — подчеркнул он.

Все три совета должны сосредоточить внимание на наиболее актуальных проблемах высшей и средней школы, считает председатель Общественного совета при Минобрнауки России Александр Чубарьян: «Благодарю Рособрнадзор, профильные министерства за то, что они прислушиваются к тому, что мы говорим».

Действительно, многие вопросы не всегда могут быть подсвечены в рамках одного совета, поддержал коллегу председатель Общественного совета при Минпросвещения России Дмитрий Лутовинов.

«Например, такой консолидации требует работа по формированию единой образовательной среды, эта работа началась, у нас появились единые программы, единый учебник истории. Важно повышать престиж профессии учителя и статусу учителя. Кроме того, большое внимание надо уделять вопросам воспитания», — сказал он.

Работать в интересах конкретных людей призвал коллег председатель Общественного совета при Рособрнадзоре Никита Анисимов. Среди приоритетов работы совета он назвал снижение бюрократической нагрузки на педагогов и контрольно-надзорную деятельность.

Актуальные проблемы, решением которых должны заниматься эксперты всех трех советов, назвали члены Общественного совета при Рособрнадзоре. Во-первых, это сокращение бюрократической нагрузки в системе образования. В 24 образовательных организациях шести регионов запущены пилотные проекты по апробации подходов к снижению объема документации, объема мониторингов, оптимизацию и интеграцию информационных систем, снижению количества запросов. Уже сформирован перечень документов, необходимый для педагогов каждого уровня образования, который активно обсуждается в рамках пилотного проекта. Во-вторых, это совершенствование системы оценки качества среднего профессионального и высшего образования. Эксперты считают, что проведение профессионально-общественной аккредитации (ПОА) должно быт максимально открытым, поэтому необходимо законодательно закрепить требования о размещении информации о процедуре ПОА. Они предложили создать рабочую группу по аккредитационному мониторингу на базе всех трех советов.

Что нужно изменить в российском образовании для решения задач технологического суверенитета, рассказали члены Общественного совета при Минпросвещения России. По их мнению, основным заказчиком для системы образования должен быть работодатель, а настройка всей системы образования должна проходить на основе задач технологического суверенитета. Среди предложений — внедрение комплексной программы развития школьного образования по STEM-предметам и организация профильных классов; стимулирование педагогов и учеников к сдаче ЕГЭ по естественно-научным предметам и изменение системы аттестации школьников; создание педагогических отрядов студентов технических вузов для проведения летних профориентационных лагерных смен.

Задачи создания бесшовных программ подготовки инженерных кадров в контексте достижения технологического суверенитета России обозначила председатель Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию Наталья Кравченко. Она убеждена, что вовлекать ребят в инженерию необходимо еще школе, а для этого нужно создавать условия для формирования инженерного мышления, например, на уроке технологии.

«Перезапустить урок технологии — это возможность рассказать каждому ребенку, как сегодня развивается экономика и промышленность, какие технологии существуют и сделать так, чтобы содержание этого урока регулярно обновлялось», — сказала Кравченко.

Она обратила внимание, что в регионах образовательные организации сами принимают решение, что давать детям на уроках технологии. По мнению Кравченко, ориентироваться при этом надо на сектора и отрасли, представленные в регионе. Также очень важно обеспечить быстрое обновление инженерного образования и обеспечить доступ школьников к инженерному оборудованию; выстроить систему подготовки педагогов и наставников по инженерному образованию, в том числе с привлечением студентов старших курсов инженерной направленности в систему общего и среднего образования.

Модератор мероприятия Владислав Гриб предложил соорганизовать членов трех советов в рабочую группу и по этому направлению. По его мнению, решать такие серьезные вопросы можно только в межведомственном взаимодействии.

С докладами выступили члены Общественного совета при Минобрнауки России. Они подняли проблемы конкурентоспособности вузов и международного позиционирования российского образования на площадках БРИКС, ШОС, ЕАЭС и предложили запустить в рамках БРИКС пилотные рейтинговые проекты; создать общественно-консультативный орган по академическому лидерству; рекомендовать органам власти, вузам, НПО стран БРИКС ориентироваться только на те рейтинги, которые этими странами поддерживаются.

Подводя итоги встречи, Владислав Гриб отметил, что традиционное совместное заседание общественных советов при Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзоре проводится ежегодно. Главный итог таких совещаний — принятие конкретных решений по озвученным экспертами проблемам: проведение общественных слушаний, поправки в законодательство, создание совместных рабочих групп и т. д.

«Чтобы стать державой с технологическим суверенитетом, нужно мотивировать школьников сдавать ЕГЭ по естественно-научным предметам. Для технологической независимости нам нужны инженеры, IT-специалисты, конструкторы. Это один из главных приоритетов совместного обсуждения», — резюмировал Гриб.

Фото: oprf.ru