21.02.2024

Начинающие дизайнеры и архитекторы разрабатывают проекты «Школы мечты»

20 февраля в Москве на площадке Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ стартовала мастерская (акселератор проектов) «Школа мечты», один из этапов одноименного федерального общественно-значимого просветительского проекта.

Организатором проекта выступила Комиссия Общественной палаты России по просвещению и воспитанию при поддержке Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ и других общественных организаций.

На открытии мастерской председатель комиссии Общественной палаты России, идейный вдохновитель и лидер проекта «Школа мечты» Наталья Кравченко отметила его социальную значимость: «Проект реализуется в поддержку президентской программы капитального ремонта школ. В решении важной государственной задачи качественного обновления школьных пространств он объединил свыше 600 студентов из 49 вузов и ссузов страны, обучающихся по направлениям “архитектура” и “дизайн”».

По ее словам, глава государства, запуская эту программу, обратил внимание на важность привлечения учащихся, их родителей и педагогов к выработке дизайнерских решений в рамках проведения капремонта и развития школьной инфраструктуры. И поскольку школе для эффективной организации такой работы нужна помощь специалистов, возникла идея привлечь для разработки дизайн-проектов креативную студенческую молодежь.

«Проект помогает заинтересованному субъекту РФ сформировать региональную команду, наладить взаимодействие между школами, вузами и ссузами, где есть молодые специалисты, напитать и тех, и других необходимыми знаниями в области создания современных образовательных пространств», — пояснила Наталья Кравченко.

Цель мастерской — не просто показать друг другу проекты, но вернуться домой к своей команде с четким пониманием того, в каком направлении надо доработать проект для его воплощения в жизнь, отмечают организаторы. Задача акселератора — привлечь внимание креативной молодежи к теме социального дизайна, вдохновить на качественные изменения школьной среды тех, кто принимает решения.

В ходе работы мастерской будет проведена экспертная оценка подготовленных студенческими командами эскизных дизайн-проектов для школ, вошедших в президентскую программу капитального ремонта, акселерация проектов, обмен опытом и формирование техзадания на их доработку, добавила Наталья Кравченко.

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова поблагодарила молодых специалистов за то, что смело взялись за масштабную государственную задачу. В «Школе мечты» студенческие команды становятся помощниками педагогов, и в то же время получают уникальную практику по социальному дизайну, рекомендации ведущих специалистов в этой сфере.

«Проект «Школа мечты» набирает обороты. Инициаторы этого марафона уже проделали колоссальную работу, получен бесценный опыт, который, безусловно, будет использован для создания комфортных пространств школ, колледжей, детских садов, — поделилась Ольга Петрова. — Мы видим понимание не только среди профессионального сообщества, но и на уровне регионов — эффективное взаимодействие с губернаторами, членами правительства. Вы открываете новую летопись в формировании школьных пространств. А дальше проект перейдет и на садики, колледжи, то есть ваши идеи будут продолжены. Уверена, что по итогам работы этого акселератора появится методичка, которая послужит началом к переменам».

Задача переделать старую школу намного сложнее, чем работать с новой, считает представитель Московского международного салона образования Людмила Серикова.

«Но, как оказалось, в нее тоже можно вложить мечту. В обновленном пространстве школ должен начаться другой образовательный процесс. Поэтому, сами того не заметив, вы не просто поменяли пространство — вы поменяли жизнь школы. Сегодня школы создаются для детей с активной позицией — они не должны там отсиживать уроки, они могут накапливать и реализовывать свои способности», — сказала она.

Задавая свои вопросы экспертам, участники акселератора озвучили проблемы, с которыми им приходилось сталкиваться в ходе подготовки дизайнерских решений. Так, студентка Омского государственного технического университета столкнулась с проблемой конфликта поколений. По словам начинающего архитектора, не все хотят видеть школу инновационной и модернизированной — результаты проведенного анкетирования показали, что для старшего поколения привычной и наиболее оптимальной является модель старой советской школы.

Полное погружение участников в проект отметил специалист дирекции по строительству Департамента образования и науки города Москвы Павел Ефимов: «Я уверен, что когда-нибудь вы предоставите эти проекты департаменту официально».

При рассмотрении работ профессиональные архитекторы и дизайнеры выявили достоинства и недостатки представленных проектных решений, а также оценили перспективы их применения на практике.

Фото: oprf.ru