16.04.2024

Семейный театр: как сформировать духовно-нравственные основы и ценностные ориентации ребенка

12 апреля в Общественной палате РФ прошел круглый стол «Семейный любительский театр как фундамент сплочения семьи на основе традиций отечественной культуры», посвященный 10-летию Всероссийского фестиваля семейных любительских театров «Сказка приходит в твой дом» и 110-летию Театрального института имени Бориса Щукина.

Организаторами мероприятия выступили Комиссия ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия, Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей и АНОК «Театр доброй сказки». Модераторы встречи — исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская и директор Всероссийского фестиваля семейных любительских театров, художественный руководитель АНОК «Театр доброй сказки» Вячеслав Науменко.

Участников семейных любительских театров из более чем 30 регионов России поприветствовали гости фестиваля — известные артисты, режиссеры, общественные деятели. В своих выступлениях эксперты подчеркнули роль семейного любительского театра в решении таких важнейших социальных задач, как воспитание подрастающего поколения, укрепление межпоколенческих связей, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей и культурного наследия. Особо отмечалось, что Всероссийский фестиваль семейных любительских театров «Сказка приходит в твой дом» вошел в план основных мероприятий по проведению в России Года семьи.

Семейные театральные традиции, которые пропагандирует фестиваль, — это формирование не только атмосферного настоящего, но и очень правильного будущего, считает член Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия, заместитель председателя Общественной палаты Московской области Татьяна Дмитриева.

«Будущее детей, которые включены в этот творческий семейный процесс, гораздо прекраснее, чем у тех, кто лишен такой замечательной семейной традиции. Многие дети, конечно, входят в профессиональные коллективы, развиваются творчески, выбирая свой жизненный путь и связывая его с театром с музыкой. Но иногда вот такая невероятная творческая атмосфера в семье — это гораздо важнее любого профессионального пути, профессиональной студии, потому что именно здесь происходит воспитание», — заметила она.

Татьяна Дмитриева подчеркнула, что семейные и школьные театры — это движущая сила, которая и формирует будущих профессионалов, и помогает в творчестве становиться лучше: «Мы часто говорим об основах патриотического воспитания, и очень часто люди воспринимают это однобоко. Но ведь патриотизм — это и невероятная любовь к основам, например, русской классической театральной школы в школы, к русской классике, ко всему прекрасному, что создала и продолжает создавать наша страна. Мне кажется, что самый правильный патриотизм — это та прекрасная, здоровая обстановка, в которой воспитываются прекрасные дети нашей страны».

Важную роль семейные театры играют в сохранении самобытности национальных языков и культур, убеждена член Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, заместитель председателя ОП Республики Бурятии, член координационного совета Национальной родительской ассоциации Светлана Хабаркова. Деятельность таких театров особенно значима для глубинки, подчеркнула она.

«Мы республика национальная, у нас есть большая государственная программа по сохранению и развитию бурятского языка, а в ее рамках — целый блок развития семейных любительских театров», — поделилась она.

Спикер также обратила внимание на работу сельских семейных театров, которые концентрируют вокруг себя людей, объединяют народ. Не менее важно, считает член ОП РФ, что на государственном уровне решается вопрос развития школьных театров.

Конкурс семейного театра — это уникальный инструментарий объединения семьи вокруг новой, интересной, занимательной и увлекательной идеи, уверен российский писатель, сценарист, продюсер и общественный деятель, сопредседатель координационного совета Национальной родительской ассоциации Олег Рой.

«Внутри семьи есть сплочение, когда ты первый раз показываешь свой талант, свои первые потуги в творчестве. В этом кругу тебя точно примут близко к сердцу и дадут старт, чтобы выйти на сцену. Я знаю, что такое выходить на сцену, особенно первый раз. Это страшно до изнеможения, и преодолеть этот страх помогает семья. В этом случае мы делаем огромное событие как внутри себя, так и внутри нашего великого государства. Хочется поблагодарить людей, которые уже десятый раз собирают нас всех и дают нам возможность соприкоснуться с этим величайшим даром — творчеством», — подчеркнул писатель.

Семейный и школьный театры — инструмент воспитания личности, считает проректор по международным связям, творческой деятельности, информационной, молодежной, социальной политике Театрального института имени Б. Щукина при Государственном академическом театре имени Е. Вахтангова, директор учебного театра Андрей Беликов.

«Театр возникает в обществе, в котором возникает потребность к самоанализу, есть необходимость посмотреть на самих себя через пьесу, через коллектив, через ту культуру, которую мы пропагандируем. В данном фестивале нет финансовых поощрений коллективов, нет дорогих статуэток, но в этом есть потребность, семьи занимаются этим потому, что у них есть в этом потребность. Для меня это и есть патриотизм», — сказал он.

Театр существует до тех пор, пока существует зритель, вне зависимости от того, профессиональный он или нет, убежден председатель жюри X Всероссийского фестиваля семейных любительских театров советский и российский актер театра и кино, актер театра «Ленком Марка Захарова», режиссер, педагог, народный артист РФ Иван Агапов:

«Театр — это искусство коллективное. Если одна семья что-то сделала и показывает это другой семье, они уже объединяются. И неважно, станут они профессиональными актерами или нет, — они станут профессиональными зрителями, они всегда будут уважительно относиться к творчеству другого человека», — подчеркнул он.

Подводя итоги круглого стола, эксперты отметили, что именно в семье закладываются духовно-нравственные основы и формируются ценностные ориентации ребенка, а основное назначение воспитания заключается в формировании внутреннего духовного мира маленького человека.

Фото: oprf.ru