21.02.2019

Игорь Шпектор: «Люди должны понимать, что энергоэффективность – это реальная выгода»

В рамках круглого стола общественники обсудили пути решения проблем, возникающих при выполнении капремонта и утеплении фасадов многоквартирных домов.

Модератором круглого стола «Капитальный ремонт и утепление фасадов многоквартирных домов», состоявшегося на площадке Общественной палаты, выступил председатель Комиссии организации по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор. Обращаясь к участникам заседания, он обосновал важность предстоявшей дискуссии:

– На сегодняшний день мы с нашей комиссией много ездим по регионам, и, общаясь с жителями домов, могу с уверенностью сказать, что те суммы, которые сдаются на капремонт, весьма значимы для них. Повышения платы за ЖКХ на 100 рублей в месяц люди в малых городах просто не могут себе позволить.

Игорь Шпектор отметил: тариф должен быть подсчитан для каждого субъекта РФ отдельно, а социальная поддержка для малообеспеченных категорий граждан должна быть подушевой. Также общественник обратил внимание на то, что иногда работы проводятся непоследовательно: например, в некоторых регионах сначала делают фасад, а потом ремонтируют кровли, в результате уже отремонтированный фасад может пострадать.

Заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк считает основным условием повышения энергоэффективности многоквартирных домов инициативу собственников жилья. Без этого, считает она, невозможно достичь желаемых результатов.

– Чтобы меньше платить за коммунальные ресурсы, а это можно сделать при меньшем расходовании ресурса, необходимо грамотно проводить энергоэффективную политику. Ремонт фасада относится к обязательным мероприятиям, а его утепление – к дополнительным в рамках минимальных взносов. Поэтому необходимо объяснять жильцам, сколько они смогут сэкономить в будущем. Важно грамотно планировать и проводить работы в оптимальной последовательности. Задача повышения энергоэффективности может решаться за счет государственной власти – как региональной, так и муниципальной, а из федерального бюджета поддержка оказывается из средств Фонда ЖКХ, – сказала она.

Ольга Сердюк также подробно рассказала, как можно получить субсидии: для этого необходимо иметь приборы учета в доме, соблюсти все требования, и срок выполнения мероприятий по капремонту должен быть реализован в течение того года, когда была подана заявка. Средства из бюджета Фонда содействия реформированию ЖКХ выделяются после окончания всех работ, деньги перечисляются через региональные и муниципальные власти, чтобы руководство региона также несло ответственность за качество выполненных работ и целесообразность выделяемых сумм для конкретного дома.

Игорь Шпектор обратил внимание на то, что важно проводить просветительскую работу с населением. Жильцы многоквартирных домов не всегда готовы платить за фонари и спортивные площадки во дворе, а тема повышения энергоэффективности дома многими воспринимается негативно. Поэтому надо разъяснять, какая именно экономия ждет людей после проведения всех работ.

Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Павел Тараканов в своем выступлении высказал мнение о важности возвратности средств, чтобы люди чувствовали экономию не через 40 лет, а гораздо раньше. Для этого необходимо производить расчеты и определять список мероприятий по капремонту, исходя из параметров конкретного дома:

– Основная проблема – это недофинансирование программ капремонта, утвержденных Минстроем России. По данным, которыми мы обладаем, только шесть субъектов РФ из 85 имеют уровень обеспеченности средствами на капремонт выше 80 процентов, остальные регионы недофинансированы в той или иной степени. Одна из задач ЖКХ – обеспечение финансовой устойчивости региональных систем капитального ремонта. В этих условиях говорить о включении утепления фасадов в перечень обязательных работ не приходится.

Сенатор предложил два пути решения задачи. Первое – из средств региональных или муниципальных бюджетов выделить деньги на капремонт для отдельных домов, вынося это в отдельную подпрограмму. Второй способ – это увеличение взносов на утепление фасадов, исходя из принципа возвратности средств. Здесь важно проводить разъяснительную работу с собственниками жилья.

– Необходимо применять принцип экономической эффективности при принятии решений об утеплении фасадов. Другой момент, который должен соблюдаться, – это стандартизация выполняемых работ при капремонте: например, при утеплении кровли необходимо производить замену стропильной системы, ремонт и укрепление чердака и т.д., – считает Тараканов.

Член президиума Общественного совета при Минстрое России, руководитель Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Сергей Чернышов предложил рассмотреть следующие вопросы: какие есть инновации в сфере капремонта, насколько увеличивается затратность при их использовании?

– Необходимо четко рассчитать эффективность от использования инноваций и новых технологий при проведении капитального ремонта и утепления фасадов, а также целесообразность применения устаревших технологий и материалов, чтобы не создавать потемкинские деревни. Последнее может привести к финансовым угрозам и нестабильности региональных программ и в результате не принести желаемой пользы жильцам, – рассказал Сергей Чернышов.

Одним из решений проблемы эксперты видят грамотное использование средств со спецсчетов. Спецсчет на капитальный ремонт открывается для сбора средств с собственников жилья, чтобы в будущем провести капремонт в их доме. Смысл выделения специального счета в том, чтобы деньги плательщиков не шли в общий котел региональному оператору, а тратились на нужды именно этого дома, на те работы, которые определяют сами собственники жилья.

В конце заседания Игорь Шпектор заявил, что все высказанные предложения войдут в итоговую резолюцию, которая будет направлена в высшие эшелоны власти.