22.04.2019

Трудовое воспитание – эффективный механизм предотвращения антисоциального поведения

В Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол «Трудовое воспитание школьников. Лучшие практики трудоустройства школьников, трудовое воспитание трудных подростков».

Еще Вольтер сказал, что труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды, напомнил заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Михаил Киселев, по мнению которого проблема занятости подростков, в том числе в период летних каникул, чрезвычайно важна.

«Трудовое воспитание должно начинаться с семьи и школы. Мне кажется, что в столь юном возрасте это особенно актуально. Когда мы не занимаем молодого гражданина, то это место остается вакантным для другого: наркомании, правонарушений и т.д. Я сам работал с 14 лет и могу сказать, что это и радость первой зарплаты, и повышение финансовой грамотности в начале жизненного пути, и помощь родителям, и поднятие авторитета в собственных глазах», – поделился Михаил Киселев личным опытом.

В то же время он отмечает, что действующая система трудоустройства несовершеннолетних достаточно забюрократизирована, требует поправок в нормативную документацию, упрощения работы надзорных органов, налоговых послаблений и т.д.

Лучшими практиками трудоустройства подростков с участниками круглого стола поделились регионы. Так, представитель Омского областного студенческого отряда Никита Медведев рассказал о проекте «Адаптация школьников к современному рынку труда через механизм летних трудовых отрядов», поддержанного Фондом президентских грантов. Основная цель проекта – формирование эффективной системы преемственности между школьными и студенческими отрядами. Только в 2018 году Штаб школьных трудовых дел объединил три тысячи школьников, которые приняли активное участие в работе летних трудовых отрядов. Среди основных трудностей, с которыми столкнулись организаторы проекта, Никита Медведев назвал сокращение общего количества рабочих мест для школьников; особые требования к охране труда, которые снижают смысл привлечения школьников и др. Серьезная проблема – дети из группы риска, которые имеют преимущества при трудоустройстве, зачастую саботируют работу, в то время как ребятам, которые осознанно стремятся поработать, рабочих мест не хватает.

Кроме того, участники мероприятия узнали о реализации в Удмуртии проекта технопарка «Кванториум» на базе детских железных дорог, нацеленного на возрождение престижа инженерных профессий и подготовку кадрового резерва по научно-техническим направлениям; работе детского образовательно-игрового парка «Кидзания» в Москве, где дети на собственном опыте могут понять, кем же они хотят стать; о направлениях Всероссийского детского центра «Смена», ориентирующих молодых людей на реальную профессиональную деятельность, и других подобных инициативах.

Исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» Лариса Санатовская представила результаты опроса российских школьников о приоритетах в выборе будущей профессии: самыми неподходящими для себя они называют профессии водителя, тракториста, животновода – все, что связано с аграрной специализацией, а также педагогической и научной деятельностью.

«Основными критериями выбора школьников являются личный интерес к направлению деятельности, высокая заработная плата, соответствие способностям, большие возможности для карьерного роста. Эти показатели говорят о том, – считает Лариса Санатовская, – что мы должны, помимо раннего вовлечения в трудовую деятельность, дать детям алгоритм: как из непрестижной профессии водителя дойти, условно говоря, до начальника транспортного цеха. Это играет важную роль для наших ребят».

По ее словам, родители сегодня не против, чтобы ребенок входил в профессию через промежуточные этапы. Но для этого нужна просветительская работа по популяризации рабочих профессий, которая на сегодняшний день в школе практически отсутствует, – оценка родителями эффективности трудового воспитания в школе составляет 78,6 процента. На это надо обратить внимание в первую очередь, считает эксперт.

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Юлия Оглоблина отметила, что непрестижность сельских профессий часто бывает вызвана условиями жизни и работы на селе, стереотипами, что на сельских территориях невозможно достичь тех комфортных условий, которые есть в городе.

«А если посадить школьника на современный комбайн, который стоит как три мерседеса, – предлагает она, – если сводить его на современное предприятие, где все сотрудники в чистых халатах, где все оборудовано инновационно, по современным технологиям, то мы увидим, как меняется отношение ребят. Очень важно вовлекать в аграрный бизнес, который очень заинтересован в кадрах. Если выстроить эту систему подготовки и занятости подростков, то все, я уверена, поддержат и даже копеечку дадут».

Юлия Оглоблина предложили провести в ОП РФ отдельное мероприятие по обсуждению занятости и временного трудоустройства подростков на сельских территориях, по ее мнению, это тема для отдельного разговора.

Кроме того, участники круглого стола отметили, что у современных школьников плохо сформированы социально-бытовые трудовые навыки: ребенок не может самостоятельно постирать носки, приехав в летний лагерь; в школе ученики перестали вытирать доску, дежурить в кабинетах. В результате потеряна важнейшая составляющая – уважение к труду других. Нужна системная работа по организации дома и в школе трудового воспитания, которое должно стать эффективным механизмом предотвращения антисоциального поведения школьников, считают они. Среди возможных мер эксперты называют введение общественно полезного труда в школьное расписание, обязательную профориентационную работу, просветительскую работу с родителями. Кроме того, необходимо подумать о законодательных изменениях, убеждены они.