24.04.2019

Возврата к бюджетной модели ОМС нет

В Общественной палате России в ходе круглого стола «Страховые принципы ОМС – гарантия обеспечения социальных прав граждан России» представили доклад об экономической эффективности страховой модели.

Совершенствование системы ОМС, которая сегодня строится как на рыночных, так и бюджетно-сметных принципах регулирования, возможно только за счет поэтапного перехода к рисковой страховой модели. Возврат к бюджетным принципам финансирования экономически нецелесообразен и социально опасен. Отказ от страховой формы медицины неизбежно приведет к разрушительным последствиям для системы здравоохранения в России.

К такому выводу пришли участники круглого стола «Страховые принципы ОМС – гарантия обеспечения социальных прав граждан России», состоявшегося в Общественной палате РФ.

Глава ОП РФ Валерий Фадеев пояснил, что поводом для дискуссии стал доклад об экономической эффективности страховой модели «Анализ состояния страховой медицины в России и перспектив ее развития», подготовленный экспертами Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ под руководством профессора НИУ ВШЭ Сергея Шишкина.

«Есть содержательная проблема. Где-то бродят законопроекты в Госдуме, смысл которых – отказаться от страховой медицины, вернуться к бюджетному принципу финансирования медицины. Я не являюсь специалистом, но ясно, что такие радикальные скачки к хорошему не приводят. В докладе есть и анализ состояния дел в медицине в тех странах, которые пытались совершить такие скачки, – рассказал он. – На наш взгляд, нужно обсуждать, как развивать систему, созданную некоторое время назад, у нее есть потенциал, но есть и минусы, которые нужно пытаться скорректировать».

Сложившаяся система здравоохранения в России, по словам Сергея Шишкина, отвечает всем признакам страховой модели. Ее достоинства не ограничиваются целевым характером финансирования через фонды ОМС или возможностью выравнивать финансовую обеспеченность региональных систем здравоохранения. Страховая модель дает пациентам преимущества, среди которых – широкие возможности выбора поставщиков медуслуг, право получать медпомощь за пределами места постоянного проживания, что крайне затруднительно в бюджетной модели.

«Но самое главное, – отметил профессор Сергей Шишкин, – в системе здравоохранения появился институт, который в интересах пациентов осуществляет внешний, независимый контроль за оказанием медицинской помощи».

В то же время по мере своего развития страховая медицина сталкивается с рядом проблем. К ним можно отнести недофинансирование территориальных программ ОМС, вопросы повышения эффективности и оптимизации ресурсов, незавершенность перехода на новые способы оплаты медицинской помощи, недостаточность мотивации у всех участников системы ОМС повышать эффективность и ряд других проблем. Но ключевым недостатком существующей модели является ее промежуточный характер – наличие элементов как страхового, так и бюджетного финансирования.

Потому лучший вариант совершенствования системы ОМС, по мнению авторов доклада, состоит в поэтапном переходе к рисковой, то есть конкурентной, модели ОМС. При этом любые новации в рамках формирования этой модели можно внедрять только после предварительной апробации.

Переход к рисковой модели – вопрос сложный, требующий всестороннего обсуждения. Но его целесообразность для обеспечения прав застрахованных лиц на качественную медицинскую помощь очевидна, отметил вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.

На сегодняшний день потенциал конкурирующих страховых медицинских организаций используется недостаточно, выполняя при этом значительный функционал по информированию, сопровождению и защите прав застрахованных граждан, не располагая при этом адекватным механизмом влияния на повышение качества и эффективности работы медицинских организаций и снижение издержек в системе.

«Страховщики должны получить возможность влиять на мотивацию медучреждений, составлять их рейтинги и давать пациентам рекомендации по выбору поликлиники. Они должны обладать правом маршрутизировать направление пациентов в клинику, чтобы стимулировать конкуренцию между медицинскими организациями и обеспечить тем самым повышение эффективности оказываемой помощи», – предложил Дмитрий Кузнецов.

По оценке Федерального фонда обязательного медицинского страхования, страховщики играют позитивную роль в повышении качества и доступности медицинской помощи. СМО выполняют функции информирования, финансового контроля, отслеживания доступности и качества медицинской помощи, обеспечение досудебного урегулирования конфликтов между пациента и врачами. Об этом свидетельствует деятельность института страховых представителей.

«Повышение ответственности страховых компаний – важный элемент модернизации системы ОМС. Мы поддерживаем научное сообщество в наделении страховых компаний дополнительными функциями и усиление их роли в системе ОМС. ФОМС совместно с Минздравом разработали критерии для страховых компаний, которые могут быть привлечены к обслуживанию по программе страхования. Совместно со страховым сообществом мы двигаемся в этом направлении», – отметила заместитель председателя ФОМС Светлана Кравчук.

В Минздраве России высоко оценили доклад экспертов НИУ ВШЭ, отметив важность научного обоснования целесообразности страховой модели. Виталий Флек, помощник министра здравоохранения РФ, заявил:

«Как показывает международный опыт, возврата к бюджетной модели не будет. Все страны, где ранее функционировала бюджетная система, последовательно от нее отказываются и переходят к обязательному медицинскому страхованию».

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов подчеркнул, что для застрахованных лиц крайне важно видеть конкуренцию со стороны СМО за каждого пациента. А для этого необходимо обеспечить реализацию разнообразных страховых программ, расширить применение страховых принципов в рамках существующей системы социального страхования в целом. По словам Яна Власова, «за идеями трансформации системы ОМС нельзя забывать о боли конкретных людей». Изменения должны быть выверены и апробированы на одной-двух проектных площадках прежде, чем нововведения начнут распространяться на всю страну.

Полноценное внедрение страховых принципов, то есть их распространение на защиту и медицинских работников, поддерживает большинство врачебного сообщества. Как отметил первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Николай Дайхес, «не вызывает сомнения, что страховая система состоялась, ее модернизация целесообразна, но к программам изменений надо подходить осторожно и взвешенно».

О том, что у страховой медицины альтернативы нет, неоднократно заявлял Президент России Владимир Путин. По его словам, систему ОМС можно совершенствовать, но не отменять. А если начинать ликвидировать страховые формы медицины, то в здравоохранении наступит полный хаос. Об этом еще год назад, в апреле 2018 года, он заявил на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ.

Следует отметить, что логичность и целесообразность страховой модели медицины не вызывает сомнений в экспертном сообществе. По общему признанию, существующая система обязательного медицинского страхования оптимальна и эффективна. Выбирая новые институциональные решения в сфере ОМС, необходимо учитывать, что сложившаяся система демонстрирует экономическую и структурную эффективность. Основным направлением ее совершенствования может стать поступательное движение по пути развития страховых принципов и поэтапный переход к рисковой модели.