03.09.2019

В Общественной палате Смоленской области обсудили работу по профилактике бешенства

В Общественной палате Смоленской области состоялось заседание круглого стола, организованного комиссией по вопросам ЖКХ, экологии и охране окружающей среды. Темой дискуссии стала борьба с бешенством – заболеванием, лекарства от которого до сих пор так и не появилось, а единственным эффективным способом предупредить болезнь остается вакцинация. Какие меры для этого предпринимаются в Смоленской области, насколько они эффективны и что еще можно сделать в данном направлении, обсудили общественники и представители ряда структур, имеющих непосредственное отношение к проводимой работе.

Предваряя обсуждение вопроса, председатель Общественной палаты Игорь Титов и руководитель профильной комиссии Светлана Крючкова призвали участников заседания акцентировать особое внимание на проблемных вопросах, решение которых может изменить ситуацию.

С первым докладом по теме круглого стола выступила заместитель начальника отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Наталья Серкова. Она, в частности, проинформировала участников заседания о динамике выявления случаев заболеваемости бешенством.

«За 7 месяцев 2019 года лабораторными исследованиями было подтверждено заболевание бешенством у 18 животных в 10 районах области. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года число лабораторно установленных диагнозов бешенства у животных уменьшилось практически в два раза», – сообщила представитель ведомства.

Наталья Серкова, кроме того, добавила: все выявленные случаи носили единичный характер. Говоря о числе смолян, обратившихся за антирабической помощью (прививками после укусов животных), она отметила, что в медицинские учреждения региона обратились почти 2 тысячи человек.

«По данным, предоставленным департаментом здравоохранения Смоленской области, на 1 августа 2019 года количество имеющейся вакцины против бешенства составляет 2 207 доз», – сообщила она, особо подчеркнув, что заболеваний бешенством среди людей в нашей области не регистрируется на протяжении ряда лет.

Отвечая на вопрос Светланы Крючковой – председателя комиссии региональной Общественной палаты по вопросам ЖКХ, экологии и охраны окружающей среды, представитель Роспотребнадзора рассказала, что подавляющее большинство обратившихся за медицинской помощью – люди, укушенные собаками, которых выгуливают без намордников. Продолжая тему, Наталья Серкова подчеркнула, что избежать бешенства среди домашних животных можно только их вакцинацией:

«Бешенство – инфекционное заболевание, и, для того чтобы животное не болело, нужно выполнять профилактическую иммунизацию, следить за сроками ее проведения».

Результат у работы есть

С мнением представителя Роспотребнадзора согласился и исполняющий обязанности начальника Главного управления ветеринарии – главный государственный ветеринарный инспектор Смоленской области Андрей Карамышев.

В своем выступлении руководитель профильной структуры областной администрации особое внимание уделил работе, проводимой в отношении диких животных. Так, Андрей Карамышев сообщил, что в регионе ежегодно – весной и осенью – проводится раскладка приманки, содержащей вакцину от бешенства, в общем количестве 300 тысяч доз.

«Что касается общего количества выявлений заболевания бешенством, то ситуация довольно стабильна, при этом надо отметить, что есть некоторое смещение процентного соотношения выявления заболевания у диких и домашних животных. Сейчас на домашних животных приходится 30–40% случаев, ранее это соотношение было другим, и это говорит о том, что на самом деле результат у нашей работы есть», – подчеркнул руководитель Главного управления ветеринарии.

В качестве одного из ее примеров Андрей Карамышев привел областной центр, на территории которого случаи бешенства не регистрируются в течение уже нескольких лет. Так, подчеркнул главный ветеринарный инспектор, около пяти лет назад в Смоленске началась массовая рассылка уведомлений о проведении вакцинации домашних животных, а также выезды специалистов, которые прививают питомцев смолян.

«За 7 месяцев этого года в области привито почти 40 тысяч собак и более 37 тысяч кошек», – сообщил Карамышев.

Помимо этого, специалистами была проведена вакцинация почти 62 тысяч голов крупного рогатого скота, около 23 тысяч – мелкого, также от бешенства были привиты 704 лошади. Вместе с тем, заметил руководитель главного управления, о поголовной вакцинации домашних и сельскохозяйственных животных говорить не приходится – это, например, подтверждается данными, которые специалисты получают во время подворных обходов. Стоит пояснить: эти мероприятия проводятся в населенных пунктах, по соседству с которыми выявлены случаи бешенства, и именно в их ходе выясняется, что от бешенства не привиты примерно половина домашних животных.

«Это что касается сельской местности. В городах культура в этом отношении гораздо выше», – уточнил Андрей Карамышев.

Что касается перспектив борьбы с бешенством, то, по его мнению, полностью искоренить заболевание на территории области не удастся: естественным его «резервуаром» являются дикие животные – например, лисы и енотовидные собаки. Вместе с тем раскладка вакцины в лесах дает свои результаты – возникновение иммунитета к бешенству у диких животных подтверждают результаты лабораторных исследований. Кстати, единственный регион России, где бешенство не регистрируется, – Калининградская область, рассказал участникам заседания главный ветеринарный инспектор.

Второй фактор, влияющий на сохранение заболеваний бешенством на территории нашей области, – большое количество безнадзорных животных.

«Это наша головная боль», – посетовал Андрей Карамышев, отметив, что у государственных ветеринарных служб нет полномочий, которые позволили бы эффективно решать эту проблему. Единственный возможный для этих структур выход – отлавливать бродячих животных, прививать и стерилизовать их, а затем выпускать на улицы. К слову, узнать таких собак (это чаще всего именно они) смоляне могут по желтым биркам в ушах.

Кошек тоже нужно прививать

В ходе круглого стола речь, безусловно, зашла и о применяемых в борьбе с бешенством вакцинах, и о том, стоит ли прививать животных, даже если они не покидают дома и квартиры их владельцев.

Так, особенностями вакцинации – в частности, нужно ли смолянам платить за эту процедуру, – поинтересовался председатель Общественной палаты Игорь Титов. Отвечая на заданный им вопрос, Андрей Карамышев сообщил, что привить животное можно бесплатно – в таком случае для вакцинации применяются препараты, которые закупаются централизованно, за счет бюджетных средств. Однако зачастую владельцы собак и кошек делают выбор в пользу комбинированных вакцин, которые обеспечивают защиту сразу от нескольких заболеваний, – в этом случае прививка будет платной.

Вакцинировать животное можно как в учреждениях государственной ветеринарной службы, так и в частных ветклиниках. К слову, сотрудники таких организаций ежемесячно предоставляют информацию о сделанных прививках в Главное управление ветеринарии.

«У нас имеется вся информация о вакцинировании животных, и когда возникает подозрение на заболевание бешенством, мы поднимаем все эти данные и устанавливаем, когда в последний раз было привито животное и привито ли оно вообще», – подчеркнул Андрей Карамышев.

Здесь, кстати, Андрей Анатольевич обратил внимание на один важный момент: специалисты убеждены, что прививать стоит всех животных – даже тех, которые большую часть времени не выходят на улицу. Если же хозяева домашней кошки летом отдыхают со своим питомцем на даче, вакцинировать ее от бешенства нужно обязательно, заметил главный ветеринарный инспектор.

«Вакцина, которая используется в настоящее время, не оказывает негативного воздействия на животное – она хорошо держит иммунитет, и бояться не надо: лучше привить животное, чтобы быть уверенным в его здоровье», – заявил Андрей Карамышев.

Задача – зафиксировать равновесие

Возвращаясь к вакцинации диких животных от бешенства, исполняющий обязанности начальника Главного управления ветеринарии сообщил участникам круглого стола, что раскладываемые специалистами приманки с вакцинами позволяют держать уровень заболевания бешенством на достаточно стабильном уровне. Вместе с тем увеличение количества доз, которые поступают в регион из федерального центра, безусловно, позволит улучшить ситуацию.

«Для области это было бы неплохо», – отметил Андрей Карамышев, дополнив, что и резервы для дополнительной раскладки препаратов в лесах есть.

К слову, Светлана Крючкова предложила своим коллегам, членам комиссии по вопросам ЖКХ, экологии и охране окружающей среды, подготовить обращение в адрес Общественной палаты Российской Федерации. Его темой станет необходимость увеличения количества доз вакцины от бешенства, которое поступают в наш регион, – этот запрос затем должен быть передан для рассмотрения в Министерство сельского хозяйства России.

Участников заседания, кстати, заинтересовало, как выглядит приманка, содержащая вакцину от бешенства, а также способ ее применения.

«Она представляет собой брикет из молотых спресованных сухарей, внутри которых находится вакцина в форме порошка. Приманки раскладываются на норных участках, находятся там три-четыре дня, неиспользованные затем собираются обратно», – рассказал Андрей Карамышев.

Он, помимо прочего, подчеркнул: пахнущую хлебом приманку зачастую съедают животные, для которых она не предназначена, например кабаны. Этот фактор, по мнению специалистов, тоже снижает охват диких животных – особенно лис и енотовидных собак – вакцинами от бешенства. Определенное негативное воздействие оказывает и погода: поскольку раскладка приманки происходит весной и осенью, брикеты после дождей приходят в негодность, и животные не обращают на них никакого внимания.

«Вопрос поедаемости есть», – констатировал руководитель главного управления ветеринарии.

Брикеты из сухарей, тем не менее, не единственная форма, в которой препарат может попадать к диким животным. Участники заседания вспоминали, что лет 10–12 назад в области для этого применялись куриные головы, в которые вручную вводилась вакцина. Однако данный процесс, отметили специалисты, крайне трудоемкий.

Повторив, что результат у проводимых мероприятий есть, Андрей Карамышев подчеркнул:

«Мы достигли определенного равновесия, и наша задача в настоящее время – зафиксировать его. Но основная цель – минимизировать количество заболеваний бешенством именно среди домашних и сельскохозяйственных животных. Это основная проблема, с которой мы в настоящий момент довольно успешно боремся, и видим, что таких случаев становится меньше».

Право или обязанность?

О работе с домашними и сельскохозяйственными животными участникам круглого стола рассказал Андрей Скиданов, начальник Государственной ветеринарной службы Смоленской области. Специалисты именно этой структуры, по его словам, находятся на переднем крае борьбы с бешенством, выполняя основные мероприятия по вакцинации и, в случае обнаружения очагов заболевания, подворовые обходы в населенных пунктах области.

«Очень большие проблемы связаны с тем, что население отказывается от проведения вакцинации. Люди считают, что здоровью животных может быть нанесен какой-то вред, отказываются от иммунизации, иногда прячут животных: «у меня никого нет», – рассказал он, подчеркнув: применяемая ветеринарами вакцина безопасна для домашних питомцев.

Представитель службы дополнил, что проводимая вакцинация, помимо прочего, – источник информации, которая используется ветеринарами для проверки случаев, когда, например, домашние собаки кусают людей.

Отдельно Андрей Скиданов остановился на том, что смоляне обязаны вакцинировать своих домашних животных от бешенства.

«Требования, которые мы выдвигаем, изложены в ветеринарных правилах и в законодательстве о ветеринарии. Это обязанность владельца, неисполнение которой является административным правонарушением. Нам иногда приходится обращаться в управление ветеринарии, которое наделено надзорными полномочиями, для того чтобы таких граждан штрафовать. Это крайний случай, и, конечно, этого хотелось бы избежать», – отметил начальник ветеринарной службы.

Тем не менее, дополнил он, штрафы зачастую оказываются действенной мерой. В качестве примера Андрей Скиданов привел случай из своей практики: в 2012 году все жители одной из деревень Смоленского района отказывались от вакцинации, ссылаясь на вред прививок.

«Нам пришлось вместе с местной администрацией и полицией делать обход. Мы составили шесть протоколов, и на следующий день – стопроцентная вакцинация», – заключил он.

Стоит ли кормить бродячих собак?

Участники круглого стола коснулись и темы безнадзорных животных, точнее, отношения к ним жителей области, которые часто подкармливают бездомных собак. Специалисты уверены: этого делать не нужно, поскольку, кормя одно животное или же несколько собак, люди привязывают их к определенной территории, и когда кормление по разным причинам прекращается, собачьи стаи начинают проявлять агрессию. В первую очередь – по отношению к людям.

Причем, подчеркнул Андрей Карамышев, эта проблема свойственна и для тех территорий, где находятся пункты общественного питания – столовые, например. По истечении какого-то времени сотрудники общепита обращаются в управление ветеринарии, сотрудники которого принимают меры по отлову собак, однако проблему это не решает.

«Мы убираем собак, а через две недели история повторяется. Это говорит о том, что возложить ответственность только на ветеринарную службу – неправильный подход. В данном случае решение проблемы должно быть комплексным: надо устанавливать и ответственность собственников территории и жилья», – считает руководитель Главного управления ветеринарии.

Куда обратиться?

В завершение обсуждения был поднят и вопрос о том, куда обращаться смолянам, которые встретили животное с неадекватным поведением либо явными признаками бешенства.

«Самый оптимальный вариант – звонить в ветеринарную службу», – сообщил Андрей Карамышев, дополнив: обращаться можно не только в районные структуры, но и напрямую в Главное управление ветеринарии региона.

Именно для ускорения этой работы – предотвращения вспышки заболевания и сохранения здоровья людей – на сайте Главного управления указаны номера мобильных телефонов руководителя этой структуры и его заместителя.

Получив звонок о возникновении экстренной ситуации, сотрудники управления принимают непосредственное участие в решении проблемы – выходят на связь с местными охотниками, органами правопорядка.