17.10.2019

Сбор средств через социальную рекламу: как избежать мошенничества

В Общественной палате РФ прошло заседание Координационного совета по социальной рекламе и социальным коммуникациям.

Модератор мероприятия – председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова – рассказала, что эксперты Общественной палаты РФ разработали меморандум о взаимодействии с целью предотвращения рисков недобросовестных сборов денежных средств, осуществляемых посредством распространения социальной рекламы.

«Есть общественная потребность в том, чтобы оговорить правила игры между заказчиками, производителями и распространителями социальной рекламы, в которой есть призывы к сбору частных пожертвований. У нас было много скандалов, связанных со сбором частных средств, в том числе и через социальную рекламу, размещенную в СМИ. Это огромная проблема – благотворительные организации знают об этом и предпринимают много усилий, чтобы договориться о правилах честной игры. На наш взгляд, будет правильным, если эти правила поддержат все заинтересованные стороны», – пояснила она.

Елена Тополева-Солдунова почеркнула, что документ никого ни к чему не обязывает – это декларация о намерениях: подписавшие его стороны декларируют свою готовность к диалогу, признают важность проблемы и могут предпринимать какие-то совместные действия для того, чтобы максимально снизить риски при производстве и распространении социальной рекламы, призывающей к сбору средств. Эта мера приведет к снижению количества недобросовестной рекламы, убеждена общественница.

Участники мероприятия согласились, что меморандум поможет снизить риски и для СМИ, которые могут попасть на уловки недобросовестного источника, и для граждан, которые реагируют на трансляцию заведомо лживой информации и перечисляют свои средства мошенникам. Эксперты также рекомендовали распространить подобный опыт на регионы, подчеркнув, что это будет в целом способствовать повышению культуры на рынке социальной рекламы. Кроме того, при выявлении мошеннических организаций они предложили заносить их в черный список.

Презентацию и подписание меморандума было решено провести во время пленарного заседания IX Международной конференции «Повышение эффективности социальной рекламы в России», которая будет проходить в ОП РФ 19–20 ноября текущего года.

Об итогах Всероссийского конкурса социальной рекламы некоммерческих проектов, СО НКО и социальных предприятий «Реклама будущего» рассказал директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, креативный директор центра рекламных исследований Grand Prix Владимир Вайнер.

«У конкурса есть специальный сайт, на который второй год выкладываются лучшие из представленных на конкурс работ и их описания, – мы формируем базу социальной рекламы НКО. Очень важно, что это не просто какие-то интересные проекты или учебные работы, а то, что действительно выходило в формате размещения рекламы», – подчеркнул он и пригласил членов координационного совета, многие из которых входят в экспертный совет конкурса, продолжить партнерство и в следующем году.

В ходе мероприятия эксперты дали оценку нескольким новым роликам, признав их не социальной рекламой, а информационными материалами по сбору денег; они также отметили, что было бы неплохо, если размещающие социальную рекламу по сбору денежных средств СМИ организовали на своих сайтах оповещение граждан о том, как эти средства потрачены, как происходит их перераспределение, сколько денег было собрано на конкретного ребенка и как проходит его лечение или реабилитация. Эксперты сошлись во мнении, что социальная реклама требует такого пояснения.

Тенденции развития и качества социальной рекламы эксперты обсудили на примере Архангельска, где недавно городские власти установили дорожный знак, ограничивающий скорость движения, в виде смерти с косой. Тема страшилок в социальной рекламе вызвала оживленную дискуссию: эксперты сошлись во мнении, что хотя такая реклама действительно привлекает внимание, но мозг человека устроен так, что начинает автоматически отстраняться от подобного негатива, поэтому эффективность страшилок спорна, а многие ведомства уже уходят при производстве социальной рекламы в другие форматы.