17.01.2020

Елена Сутормина: «Именно школа должна научить распознавать опасности в интернете»

Министерство просвещения РФ поддержало инициативу председателя Комиссии Общественной палаты России по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елены Суторминой о необходимости введения уроков по кибербезопасности для школьников. Соответствующий раздел будет включен в программу ОБЖ. Об этом члену ОП РФ сообщила в ответном письме директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Ирина Терехина.

Ранее Комиссия ОП РФ провела исследование, посвященное поведению и действиям подростков в российском информационном пространстве. В частности, эксперты сосредоточились на изучении двух острейших проблем – кибербуллинга (травля в интернете) и излишней открытости в Сети.

«С января по сентябрь 2019 года специалисты мониторингового центра “Безопасность 2.0”, действующего при комиссии, выявили 423 эпизода кибербуллинга в различных регионах нашей страны, которые получили широкий общественный резонанс. Среди них целью 105 эпизодов стало реальное избиение слабого сверстника, фиксация этого действия на видео и публикация в открытом доступе», – рассказала Елена Сутормина в своем письме министру просвещения Ольге Васильевой.

Среди глобальных угроз общественница назвала излишнюю открытость современных молодых людей в социальных сетях. В частности, они склонны делиться в соцсетях личными данными.

«Анализ открытых данных сообществ московских и подмосковных школьников показал, что у 90 процентов молодых людей на их страницах в социальных сетях можно найти геометки (географическая привязка к публикации, которая говорит о том, где она была сделана). При этом у 50 процентов подростков была найдена метка возле собственного дома. Помимо этого, большинство школьников охотно и часто выкладывают информацию о новых покупках, делятся фотографиями, на которых видны ценные вещи и т. п», – говорится в письме.

При этом, как отмечают эксперты, с каждым годом возраст интернет-пользователей значительно снижается:

«Сегодня уже 93 процентов детей в возрасте 5–11 лет пользуются Всемирной паутиной. При этом по-прежнему свыше 60 процентов родителей не имеют представления о том, чем их дети занимаются онлайн, каким они подвержены киберугрозам».

«Считаем, что в сложившейся ситуации именно школа должна стать серьезным помощником и союзником, который сможет научить распознавать опасности и соответствующе на них реагировать. В связи с этим предлагаем рассмотреть возможность включения специального курса по информационной безопасности в обязательную школьную программу. На наш взгляд, именно такая профилактическая мера позволит защитить детей от многих угроз, а также повлияет на внимательность родителей. Наши специалисты готовы подключиться к разработке программы данного курса и оказать любую посильную помощь», – предложила в письме Елена Сутормина.

В ответном письме директор профильного департамента министерства Ирина Терехина сообщила, что в учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего образования включен курс «Безопасность в информационном пространстве».

«По итогам его освоения обучающиеся должны уметь приводить примеры информационных и компьютерных угроз, характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет, предупреждать риски и угрозы в интернете, предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций, владеть принципами безопасного использования интернета, характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании интернете (например, мошенничество, игромания, деструктивные сообщества и социальных сетях», – говорится в ее письме.

«Департамент благодарит вас за проявленное внимание к вопросу информационной безопасности в образовательной среде и выражает свою готовность к дальнейшему сотрудничеству», – добавила представитель министерства.

Фото: pixabay.com