10.03.2021

Эксперты выработали рекомендации по развитию транспортной индустрии

Комиссия Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки 10 марта провела круглый стол «Перспективные направления развития транспортной системы России». Мероприятие прошло в онлайн-формате.

Обсудить приоритетные инновационные разработки в области транспорта, проанализировать проблемы и задачи при планировании транспортной системы России, выявить проблемы, с которыми сталкиваются практики при работе над новыми продуктами, услугами, технологиями и их внедрением предложила Юлия Ризаева, член Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки, отметила важность развития транспортной системы.

«Эта повестка крайне важна для развития российской экономики, поскольку транспорт обеспечивает функционирование любой отрасли. Сегодня мы наблюдаем бурное развитие технологий, продуктов, услуг по многим направлениям, таким как транспортное машиностроение, интеллектуальная городская мобильность, транспортные услуги, развитие беспилотного транспорта и другие», – уточнила она.

По мнению председателя Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Михаила Погосяна, новая технологическая среда, новая модель развития транспортной отрасли, задачи по обеспечению связанности территорий и интеграции страны в международную транспортную систему требуют новых квалифицированных кадров.

«Если говорить о связанности территорий, важнейшая задача – увязка текущих задач транспортной индустрии и стратегии ее развития. Одним из важных направлений является создание комплексной модели развития транспортной системы. Этот сбалансированный прогноз развития транспортной системы, беспилотного транспорта, мультимодальных перевозок, информационной системы управления транспортом определяет и прогноз востребованности и подготовки новых кадров», – пояснил он.

Автомобильный транспорт играет важную роль в транспортной системе страны, являясь связующим звеном всех видов транспорта, поэтому эффективная организация автотранспортных перевозок имеет колоссальное значение для разработки общей стратегии развития транспорта, заявил академик РАН, профессор заведующий кафедрой тракторов и автомобилей РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева Отари Дидманидзе.

Эксперт рассказал о перспективах развития автомобильного транспорта, в том числе инновационных разработках отрасли – газомоторной технике, технике, работающей на гибридном двигателе, роботизированных и автоматизированных автомобилях с возможностью дистанционного управления и т. д. Он также коснулся вопросов использования альтернативных источников энергии и создания полноценной системы утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств. По его мнению, решить задачи транспортной стратегии страны в целом невозможно без разработки общей концепции развития транспорта на федеральном уровне.

Что касается проблемы подготовки кадров для транспортного комплекса, то при распределении бюджетных мест надо учитывать готовность вузов к подготовке таких специалистов.

Врио ректора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Андрей Келлер напомнил, что, как и все в мире, транспортная отрасль претерпевает серьезные изменения с точки зрения внедрения цифровых технологий, и задача вузовского сообщества – обеспечить соответствующую подготовку кадров и выпускать специалистов, готовых и понимающих все тенденции цифрового рынка.

При этом, подчеркнул он, в транспортной отрасли работает чуть больше 20 процентов специалистов с высшим образованием, что «создает затор развития».

Для решения кадровой проблемы необходимо увеличивать цифры приемы на соответствующие направления подготовки, в том числе в региональных вузах, а также внедрять в образовательные процессы технологии, связанные с цифровизацией.

Опытом развития транспортной системы региона поделился вице-губернатор Липецкой области Илья Тузов, который отметил выгодное транзитное положение региона, влияющие в том числе на развитие бизнеса, рассказал о модернизации международного аэропорта, которая позволит уже в 2021 году увеличить пассажиропоток с 50–70 тысяч до 150 тысяч человек и запустить новые рейсы в российские города, Турцию и Тунис, а также поделился планами реконструкции железнодорожных вокзалов в областном центре и городе Грязи.

Самые востребованные в плане количества перевозимых пассажиров – автомобильный транспорт и городской наземный электротранспорт, сказал он. В настоящее время завершается начатый два года назад перевод системы общественного транспорта региона на тендерную основу. По словам Ильи Тузова, контрактная система позволяет привлечь перевозчика к ответственности за нарушение условий перевозки пассажиров. Особое внимание он уделил тарифам на пассажирские перевозки – чтобы сохранить пассажиропоток, областной бюджет тратит значительные средства на субсидирование перевозок и на необходимость обновления подвижного состава. Только в 2020 году была обновлена пятая часть всего областного автобусного парка, на треть увеличилось количество автобусов на ГПЗ, на треть – доля автобусов, соответствующих последним экологическим стандартам.

«Кроме того, в прошлом году Липецкая область вошла в число 16 регионов, которые получили 32 автобуса по программе льготного лизинга в рамках нацпроекта. Это правильная логика – субъект делает первый шаг, а дальше подтягивается Федерация», – отметил он.

Главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КамАЗ» Сергей Назаренко продемонстрировал продуктовый портфель инновационных автомобилей – энергоэффективных, беспилотных, роботизированных. Прежде всего это КамАЗ-2020 – флагман, в котором применены передовые решения. Новый двигатель, измененный дизайн, позволяющий снизить аэродинамическую нагрузку, уменьшение массы автомобиля позволили значительно снизить расход топлива. Кроме того, автомобиль оснащен инновационной системой помощи водителю.

Среди других инновационных решений Сергей Назаренко назвал автомобили, предназначенные для работы в карьерах, на складах, на зимниках и т. д.; «челноки», работающие в беспилотном режиме с пассажирами и грузами, автомобили без двигателя внутреннего сгорания – вместо него применяется система накопительной энергии и тяговый электропривод. Кроме того, по словам Назаренко, параллельно КамАЗ разрабатывает транспортные средства на водородном топливе.

«Хотелось бы увидеть помощь государства в развитии новых рынков электро- и водородного транспорта. На наш взгляд, это тренд, но без помощи государства невозможно выйти на уровень, который позволит, во-первых, стать конкурентноспособными, во-вторых, выставить хорошую цену потребителю, в-третьих, работать не только на внутренний, рынок, но и выйти в Европу. На наш взгляд, есть все шансы это сделать при поддержке правительства», – отметил он.

Тему необходимости поддержки отечественного автопрома продолжила Юлия Ризаева, по ее мнению, на государственном уровне необходимо обеспечить единое взаимодействие всех видов транспорта и создавать механизмы интеграции региональных транспортных систем в единую транспортную систему страны. Очень важно, считает она, дополнить транспортную стратегию РФ комплексом мер по развитию кадрового потенциала. По итогам заседания, отметила Юлия Ризаева, будут сформулированы рекомендации по развитию транспортной системы страны для передачи в профильные ведомства.