16.03.2021

Российский суд по правам человека: насущная потребность или ненужная экзотика?

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол по вопросу выполнения подпункта «в» пункта 8 перечня поручений Президента РФ от 28 января 2021 г. №Пр-133 «О целесообразности создания российского суда по правам человека».

Открывая круглый стол, Секретарь ОП РФ Лидия Михеева напомнила, что 10 января 2020 года Владимир Путин провел заседание СПЧ, в ходе которого заявил, что готов поддержать проект закона, направленный на гуманизацию судебной системы.

«Сегодня мы обсуждаем вопрос, имеющий действительно большое значение для гражданского общества. Как вы помните, на заседании поднимался вопрос о повышении эффективности инструментов защиты прав человека, о том, какие инструменты сегодня есть у отечественной правовой системы, о том, какова роль уполномоченного по правам человека и других институтов гражданского общества. И по итогам этого обсуждения появилось поручение Президента, где обозначена необходимость проработать вопрос о целесообразности создания специализированного суда по правам человека (судом мы называем его условно)», – сказала глава ОП РФ.

Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев отметил, что сегодня «очень важно послушать мнение специалистов по праву и тех, кто долгие годы занимается защитой прав человека».

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова указала, что «в 2020 году по судебной системе количество обращений к уполномоченному снизилось на 16 процентов».

«Это свидетельствует о том, что судебная система развивается», – сказала, в частности, Москалькова.

Сопредседатель Ассоциации юристов России Владимир Плигин напомнил, что существующая судебная система является разветвленной, кадрово-обеспеченной и урегулированной. В этой связи, считает он, в появлении нового института нет необходимости.

Член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, председатель совета директоров некоммерческого фонда «Центр содействия законотворчеству» Вадим Виноградов подчеркнул, что в случае создания российского суда по правам человека необходимо будет четко определить его компетенции.

«Перед обращением в Европейский суд заявитель должен исчерпать внутригосударственные средства правовой защиты. Это принцип исчерпаемости означает обращение к государственным органам и должностным лицам, которые могут принять обязательное для других решение о том, что нарушение имело место, принять меры, которые исправляют это нарушение и принять решение о выплате лицу справедливой компенсации за это нарушение. Создание такого единого правового института, который специализировался бы на защите прав и свобод, представляется вполне жизнеспособным», – сказал спикер.

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, заведующий Центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Анатолий Ковлер выступил в качестве сторонника использования существующих судебных и внесудебных органов защиты прав человека.

«Если мы посмотрим статью 118, которая перечисляет виды правосудия – гражданское, арбитражное, уголовное, конституционное, административное – куда мы поместим это новое экзотическое образование? На основании какого кодекса будут действовать эти суды? Придется либо инкорпорировать Европейскую конвенцию, либо придумывать новый кодекс, что у нас вряд ли получится успешно», – высказался эксперт.

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, президент регионального общественного фонда противодействия организованной преступности и коррупции «Антимафия» Евгений Мысловский заявил, что создание в каком-либо виде новой инстанции оправдано.

«Я считаю, что “внешний сторож” необходим. У нас есть УПК, в котором предусмотрены все фильтры, и если бы все, кто сидит на должностях, начиная от начальника следственного отдела до прокуроров и судей, честно выполняли свои должностные обязанности, то не было бы нужды говорить об этом», – сказал он.

Создание суда по правам человека в РФ поддержала член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Федеральный судья в почетной отставке, сопредседатель Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей Галина Осокина:

«Наш Конституционный суд не рассматривает никаких споров. Дается только оценка конституционности федеральных и региональных законов и правоприменительной практики. Я считаю, что нужен суд по правам человека. У нас, например, не работает система судебных приставов, а это тоже права человека. Права нарушаются, судебные решения не исполняются. На площадке Общественной палаты мы обсуждали вопрос, когда пять лет женщине не возвращали ребенка, хотя суд принял решение, что ребенок должен жить с мамой. Суд по правам человека в Российской Федерации увидит, какие были нарушены права, и примет соответствующие меры».

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации, председатель Совета судей РФ Виктор Момотов высказал сомнение в необходимости создания новой структуры:

«Должен отметить, что судебная власть в РФ делает все возможное для того, чтобы повысить качество и эффективность правосудия. Но проблемы существуют, и мы от них не отнекиваемся. Сама Конституция РФ в своих основных положениях говорит о том, что вся деятельность исполнительных, законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления направлена на то, чтобы обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина. Обеспечивается все это правосудием. Вся судебная система, начиная от мирового судьи и заканчивая верховным судьей РФ – и есть суд по правам человека».

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Светлана Казаченок выразила заинтересованность в функционировании дополнительной структуры.

«Я за создание национального суда по правам человека, но он не должен действовать в рамках существующей судебной системы, раз она не работает», – отметила член Общественной палаты РФ.

Председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов отметил, что уже сегодня «необходимо работать с нормативной базой, укреплять две ветви – государственные и негосударственные правозащитные институты».

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Артем Кирьянов выступил в пользу создания российского суда по правам человека.

«Нас не должно волновать, как это будет увязываться с ЕСПЧ. Не надо себя ограничивать в том, чтобы сделать защиту прав граждан более эффективной в России. Мы не в том положении, чтобы сказать, что у нас с защитой прав граждан и так все в порядке», – заявил он.

Подводя итоги встречи, Татьяна Маскалькова отметила, что прозвучавшие на круглом столе предложения составят «хороший материал для осмысления и совершенствования современной концепции защиты прав человека».

Валерий Фадеев высказал убеждение, что необходимо искать инструменты и конкретные предложения по усилению защиты прав человека даже в том случае, если будет решение о нецелесообразности создания суда по правам человека.

«Мы должны воспользоваться этим поручением Президента, чтобы общественные активисты, правозащитники, выдающиеся правоведы и юристы нашей страны эти предложения подготовили. И тогда мы сможем со спокойной совестью сказать, что поручение Президента выполнено», – сказал Фадеев.