02.04.2021

Как обезопасить детей от пагубного влияния в интернет-сообществе?

1 апреля в Общественной палате РФ состоялось рабочее совещание на тему «Информационные факторы девиантного поведения подростков: как вовремя заметить и предотвратить угрозу».

Организатором мероприятия выступила Комиссия ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций.

Участники обсудили психологические особенности современных подростков в плане восприятия информации, проблему формирования девиантного поведения под воздействием цифровой среды, роль школы и семьи в профилактике противоправного поведения детей и формирование навыков критического мышления у детей и подростков.

Максим Григорьев, член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, рассказал об опыте борьбы с пропагандой терроризма и других деструктивных явлений среди молодежи.

«Наш опыт борьбы с пропагандой терроризма и по целому ряду других направлений показал, что общие стандартные призывы, например плакаты «Скажи терроризму “нет”», малоэффективны, точно так же, как и общие фразы на тему подросткового суицида. Мы по предложению психологов отработали целую серию материалов, которые предназначены и для интернет-пространства в том числе», – сказал он.

Максим Григорьев подчеркнул, что для профилактики и деромантизации самоубийств среди подростков нужны контрпропагандные материалы, которые в жесткой форме демонстрируют, какие последствия может повлечь за собой попытка покончить жизнь самоубийством.

Александр Четин, начальник организационно-аналитического отдела управления по координации антитеррористической деятельности в Москве Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы, рассказал о сотрудничестве с Департаментом образования и науки города Москвы.

«Нам интересно, какие программы, способствующие формированию отторжения к экстремизму и терроризму, у них существуют. Вся наша работа строится на предотвращении и профилактике экстремизма, который в конечной своей стадии приобретает террористическую окраску. Вопрос профилактики достаточно сложен, поскольку мы должны оценивать девиантные признаки тех сообществ, с которыми мы работаем», – сказал он.

Сергей Быков, советник организационно-аналитического отдела управления, сообщил, что работа по профилактике негативных проявлений, в частности вовлечения в деятельность организаций и сообществ деструктивной направленности среди обучающихся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, ведется активно.

«Эта работа проводится на межведомственной основе в рамках комплексной воспитательной работы, в которую входит правовое просвещение, развитие самосознания и личностных компетенций детей и подростков. Координацию профилактики негативных проявлений в школах постоянно осуществляет межведомственная рабочая группа. В системе департамента реализуется индивидуальный подход к профилактике – для каждого несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения, включающий в себя психологическую помощь и включение в программы дополнительного образования», – сообщил он.

Григорий Пащенко, руководитель проекта «КиберМосква» Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы, представил на совещании презентацию о деятельности проектного офиса «Молодежь Москвы».

«У нас реализуется восемь молодежных проектов: “Московский диалог”, работающий во всех вузах города, “На районе”, охватывающий многие сферы молодежной стрит-культуры, программа “Город героев”, направленная на патриотическое воспитание, Студенческая лига Stand Up и так далее. Проект “КиберМосква” направлен на вопросы информационной безопасности и кибераналитики. В него вовлечены более восьми тысяч представителей молодежи», – рассказал он.

Проект «КиберМосква» предлагает комплексный подход к кибербезопасности, в частности проведение регулярных тренингов и мастер-классов по формированию устойчивых навыков безопасного поведения в интернете для детей и подростков. Мероприятия проводятся в том числе для детей с ограниченными возможностями, поскольку они находятся в зоне большего риска в силу невысокой социальной адаптированности.