02.05.2021

В ОП РФ представили лучшие практики экологического воспитания детей

На площадке Общественной палаты России прошел круглый стол в рамках проекта «Международный детский клуб» по теме «Экологическое воспитание детей». Участники клуба из разных стран мира обсудили подходы к экологическому воспитанию детей, представили крупные образовательные проекты и самые эффективные практики.

Международный детский клуб был создан в конце 2020 года по инициативе Национального совета молодежных и детских объединений России и АНО АСТИК при поддержке Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности как площадка взаимодействия детских и молодежных общественных объединений для развития новых форм воспитания и дополнительного образования детей. Проект уже показывает себя как неформальная площадка с серьезным представительством, как географическим, так и научным. В клубе уже состоят Беларусь, Узбекистан, Ирландия, Франция, Германия, Южная Осетия, Казахстан и Япония.

«Очень важно, что на площадке Общественной палаты РФ происходит объединение общественников, экспертов, разных регионов и даже стран в различных сегментах сферы воспитания. Говоря об экологии сегодня, мы берем более широкий аспект, обсуждаем не только состояние окружающей среды в контексте устойчивого развития, но и говорим о новом формате личности ребенка, становящегося ответственным гражданином, который живет и созидает в гармонии с планетой», – отметила модератор член Комиссии ОП РФ Елена Родионова.

Член экспертного совета Российского экологического движения (РЭД) Алина Рыбина представила опыт разработки методов экологического образования для студентов и школьников.

«Мы молодая организация, созданная в декабре 2019 года. У нас 50 региональных отделений, и в трех из них мы запустили программу по экологическому просвещению студентов и школьников – это Псков, Омск, Самара. Наш подход заключается в том, что в любой хозяйственной деятельности необходимо делать ставку на экологизацию. Экология неразрывно связана с любой деятельностью человека», – рассказала эксперт.

Она отметила, что единоразовые экоуроки в школах не так эффективны, как модульные курсы, которые позволяют более глубоко погрузиться в тему экологии и отследить действия ребят по применению полученной информации на практике.

Алина Рыбина рассказала, что проект работает в трех направлениях: просветительская деятельность (экоуроки, авторские образовательные программы), организация разных мероприятий (практика по сортировке мусора, субботники, тематические смены в лагерях) и формирование лидеров мнений в области экологии (школа блогера, радиопрограммы, проведение встреч).

«В результате мы получаем полный цикл – от получения теоретических знаний и реализации практических навыков до разработки собственных проектов участниками программы. И как итог – формирование территории, на которой школьники и студенты сами отвечают за сохранение экобаланса и биоразнообразия», – отметила представитель РЭД.

Алина Рыбина также рассказала о проводимом международном конкурсе карикатур на экологическую тематику и предложила осенью организовать в ОП РФ выставку работ.

Елена Родионова поддержала инициативу и сказала, что экологизация подрастающего поколения и популяризация экологии является важнейшим направлением работы Палаты. Немного юмора всегда помогает прогрессу.

Заместитель председателя общественного совета при Государственном комитете экологии Республики Узбекистан, директор ННО «Экошкола» Наталья Шивалдова представила успешные практики эко образования в регионе на примере проведения экологических праздников.

«Экообразование должно быть в интересной увлекательной форме без назидания с интерактивными методами и с вовлечением всех членов семьи. Праздники – самый успешный механизм восприятия для нас. Формат праздника позволяет сделать элемент экопросвещения ярким запоминающимся событием. В такой атмосфере каждый находит возможность для самореализации. Кроме того, это актуально для удаленных поселков и территорий. В День воды, День Нептуна в республике готовят молодежь к тому, чтобы экономно и осознанно использовать ценные ресурсы нашей планеты. В Узбекистане также работают экологические лагеря, а еще ребята ездят в настоящие экологические экспедиции», – рассказала Наталья Шивалдова.

Заведующая отделом учреждения образования Республиканского центра экологии и краеведения в Республике Беларусь Елена Сидоренко рассказала об образовательном проекте «Зеленые школы». В рамках этого проекта в Белоруссии проводятся летние смены для учителей и учащихся на базе НДООЦ «Зубренок» и ДРОЦ «Надежда», курсы повышения квалификации для педагогов и, конечно, ведется большая работа со школьниками. Под проект запущено 18 пилотных площадок, где установлено новейшее оборудование для проведения мониторинга окружающей среды.

С докладом выступил представитель Республики Казахстан Ниязбек Гатауов, заведующий отделом экологического туризма областного центра детско-юношеского туризма и экологии. Он рассказал о том, что в Казахстане организуются экологические экспедиции и проекты. Кроме того, проводится конкурс по бердингу – команды ребят собираются и идут по определенному маршруту в поисках различных видов птиц.

Не только об экологии в привычном понимании этого слова успели поговорить участники круглого стола. С проектом «Семейный уик-энд», который поможет наладить экологию семьи, выступила президент межрегиональной ассоциации общественных организаций содействия развитию молодежи и семьи «ИМКА» Анастасия Ларионова:

«Для того чтобы климат в семье был благоприятный, составьте временную ленту из любимых семейных воспоминаний, пересмотрите фотоальбом, взрастите дерево».

Мария Дорофеева, руководитель департамента образовательных программ компании «Лоретт», рассказала о проекте «Дежурный по планете».

«Мне очень нравится это название, оно означает, что таким дежурным может стать каждый. – Отметила она. – Проект позволяет ребятам со спутников наблюдать за передвижением тюленей, чтобы они не попали на линию движения грузовых судов».

Также она представила конкурс видеороликов о нашей планете. Командам школьников 7–11-х классов (до пяти человек) предлагается провести небольшое самостоятельное исследование по космическим снимкам и снять самостоятельный видеоролик для фильма под условным названием «Взгляд на Землю из космоса».