17.05.2021

Гуманитарное образование требует цифровой перестройки

В Общественной палате РФ в онлайн-формате состоялся круглый стол на тему «Цифровизация в гуманитарном образовании». Организатором мероприятия выступила Комиссия ОП РФ по развитию высшего образования и науки.

Участники мероприятия обсудили актуализацию системы гуманитарного образования, которая позволит ей дать ответ на вызовы, стоящие перед российским обществом.

Согласно поручениям Президента России Владимира Путина по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», состоявшейся 4 декабря 2020 года, необходимо внести существенные изменения в систему подготовки профессиональных кадров во всех отраслях образования. В связи с этим гуманитарное образование сталкивается с необходимостью внедрения в подготовку специалистов гуманитарного профиля компонентов, обучающих новым интеллектуальным технологиям. Также необходимо осуществить обновление и усовершенствовать те направления подготовки и образовательные программы, которые готовят специалистов, принимающих непосредственное участие в разработке и производстве инновационных технологий.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Максим Кронгауз отметил, что цифровизация во всех областях жизни стала одной из главных тенденций нашего времени.

«Важность и неизбежность этого явления несомненны, что порождает целый ряд проблем в образовании и требует его перестройки. Речь идет о подготовке специалистов, которые смогут осуществить масштабную цифровизацию в бизнесе, науке, социальной жизни», – сказал он.

Аскольд Иванчик, член-корреспондент РАН, отметил, что, как и во многих других гуманитарных науках, цифровые технологии в истории и археологии применяются все шире и, поскольку историческая наука объединяет в себе много дисциплин, количество применяемых технологий также велико.

«В новой и новейшей истории все чаще применяются методы анализа big data, для древней же истории большую роль играют цифровые методы анализа текста и употребления слов в них, что сближает ее с филологией и лингвистикой. В археологии особую роль играют методы 3D-моделирования, геоинформатики, статистического анализа и так далее, что сближает ее с естественнонаучными дисциплинами. Таким образом, в каждой исторической дисциплине используются те цифровые методы, которые представляются наиболее полезными», – сказал он.

Аскольд Иванчик подчеркнул, что преподавание цифровых методов, которое необходимо для обучения современных историков, должно быть адаптировано к каждой из дисциплин внутри исторической науки.

Татьяна Черниговская, член-корреспондент РАН, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, отметила, что с появлением смежных научных дисциплин назрела необходимость трансформации классификации специальностей.

«Необходимость привлечения различных областей научного знания в подготовку специалистов, формально называющихся лингвистами, историками, биологами, психологами назрела очень давно. Что с этим делать – вопрос нетривиальный, поскольку есть нормативы по количеству учебных часов. Научное сообщество должно придумать алгоритм, с помощью которого мы сможем выйти из сложившейся ситуации», – сказала она.

Алексей Семенов, заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета МГУ, подчеркнул, что вопрос образования в сфере пересечения цифровых технологий и гуманитарных наук в очень большой степени относится и к школьному образованию.

«Тот факт, что сегодня мы не даем школьникам те цифровые инструменты деятельности, которыми пользуемся сами, увеличивает цифровой разрыв между школой и окружающей школу жизнью. Например, перевод, который взрослые люди осуществляют с использованием автоматического переводчика и последующей доработки его вручную, школьникам недоступен. Сама идея о том, что нужно оценивать результаты образования по школьнику, лишенному технических средств – калькулятора, телефона, компьютера и так далее, в современном мире абсурдна. Нужно дать все это школьникам», – сказал он.

В результате дискуссии были выработаны рекомендации Министерству науки и высшего образования РФ.

Фото: pixabay.com