18.11.2021

Семья, ЖКХ и права человека: какой помощи просят россияне у ОП РФ

Общественная палата РФ во исполнение поручения Президента РФ от 1 сентября 2020 года направила главе государства отчет о работе по рассмотрению обращений граждан и организаций.

В документе, который подписан Секретарем Общественной палаты РФ Лидией Михеевой, подчеркивается, что ОП РФ уделяет приоритетное внимание жалобам и заявлениям, имеющим высокий уровень общественной значимости, поступившим от социально незащищенных категорий населения и содержащим информацию о попытках решения проблемы автором обращения в местных органах власти и учреждениях. При наличии оснований принимается решение о постановке обращения на контроль вплоть до окончательного решения проблемы.

За период с 1 ноября 2020 года по 1 ноября 2021 год в ОП РФ поступило и было рассмотрено 14 127 обращений, а также 14 829 звонков на горячую линию. Тематика обращений распределилась следующим образом: 29 процентов – социальная сфера, 24 процента – государство, общество, политика, 23 процента – оборона, безопасность, законность, 13 процентов – ЖКХ, 11 процентов – прочие вопросы, включая экономику, экологию и др.

В первой группе находятся обращения, касающиеся социальных пособий, поддержки семей и детей, освидетельствования инвалидов. ОП РФ имеет большой положительный опыт в решении вопросов этой сферы: заявители оперативно получают обратную связь и помощь. Своей актуальности не потеряли вопросы здравоохранения, оказания высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечения лекарственными средствами.

В ОП РФ отметили, что не все социальные обращения могут быть решены положительно. Так, очень остро стоит вопрос обеспечения жильем сирот и детей без попечения родителей. Общественникам приходится констатировать недостаточную финансовую обеспеченность соответствующих программ, а также наличие многолетних очередей на получения жилья. ОП РФ регулярно пересылает подобные обращения региональным органам власти, однако последние сообщают о невозможности удовлетворить нужды заявителей из-за недостаточного объема жилого фонда.

Второй по числу поступающих обращений является группа «Государство, общество, политика», связанная с работой органов государственной власти как федерального уровня, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. В данную категорию попадают также обращения граждан, комментирующих резонансные события в жизни общества, высказывающих личностную оценку общественно-политического устройства страны.

На третьем месте блок заявлений, связанных с обороной, безопасностью и охраной правопорядка. Сюда же входят вопросы исполнения наказаний. Значительное количество жалоб посвящено бездействию правоохранительных органов и прокуратуры, отказам в возбуждении уголовных дел, а также нарушениям прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Четвертая категория – вопросы ЖКХ. Основные проблемы граждан здесь связаны с проблемами в отношении прав на жилище, потерей, отсутствием или лишением жилья. Обеспокоенность ОП РФ вызывают вопросы граждан, проживающих в ветхом, аварийном жилье и бараках. В частности, тревожит неясность перспектив улучшения жилищных условий. Местные органы власти ссылаются на отсутствие или недостаточные объемы строительства. Общественники сообщили, что проблема на сегодняшний день является масштабной и системной на всей территории Российской Федерации.

Большое количество обращений связано с ростом тарифов и цен на коммунальные услуги и падением их качества, некачественным капитальным ремонтом и невыполнением работ по текущему содержанию объектов. Сохраняются конфликты в сфере ЖКХ, связанные с переделом рынка и навязыванием населению услуг управляющими компаниями, а также захватом управления товариществами собственников жилья лицами, связанными с местной властью. Граждане также поднимают вопросы газификации сел, нарушения прав законных приобретателей домов с земельными участками, благоустройства придомовых территорий.

В докладе Президенту отмечается, что ОП РФ использует в работе с гражданами хорошо зарекомендовавшие себя горячие линии с постепенным переходом их в онлайн-формат. Так, на горячую линию по защите прав избирателей, которая была запущена в преддверии выборов депутатов Государственной думы РФ, за время ее работы поступило свыше 700 сообщений. На горячую линию по безопасности детских площадок за период с января по сентябрь 2021 года граждане обратились свыше 800 раз.

ОП РФ видит большой потенциал в применении новых технологий и каналов связи в работе с обращениями граждан и планирует увеличивать долю приема обращений через онлайн-сервисы, включая сайт Общественной палаты и официальные аккаунты Общественной палаты в социальных сетях.

В докладе отмечается, что в 2021 году наметились новые общие подходы к работе с обращениями граждан. В том числе информационное сопровождение рассмотрения и решения наиболее резонансных и социально значимых обращений, активизация работы с обращениями на местах членами ОП РФ, избранными от региональных палат, а также встречи с заявителями и разбор обращений граждан непосредственно «в поле» в ходе региональных форумов «Сообщество». Общественники считают необходимым закрепить и расширить применение этих механизмов для дальнейшего повышения качества работы с заявлениями граждан.

Эксперты ОП РФ видят потенциал в активном привлечении к работе с обращениями граждан общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Общественники считают возможным создать на базе ОП РФ единый портал общественного контроля, который будет принимать и распределять обращения, в том числе в общественные советы. Это могло бы увеличить степень открытости органов власти и способствовать оперативной помощи гражданам по профильным вопросам, говорится в докладе, направленном главе государства.