02.12.2021

Здоровое питание школьников для сохранения будущего поколения

1 декабря в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания на тему «Лучшие практики по продвижению здорового образа жизни в теме здорового питания».

Организатором мероприятия выступила Комиссия ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни.

Участники слушаний обсудили внедрение эффективных методов родительского контроля школьного питания, проведение пилотных проектов по внедрению механизмов государственно-частного партнерства в регионах страны при оказании услуг питания, формирование производственно-логистической инфраструктуры на основе существующих успешных практик. Также эксперты коснулись вопросов разработки и принятия стандарта оказания услуг социального питания на федеральном уровне, обязательного для применения на всей территории России.

15 января 2020 года во время Послания Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин поставил задачу обеспечить горячим питанием обучающихся с 1 по 4 классы. После этого был принят Федеральный закон № 47 о внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 ФЗ «Об образовании в РФ», напомнил модератор слушаний первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ Андрей Белоглазов.

«Данный закон включает в себя поправки, которые позволяют обеспечить бесплатным питанием детей, обучающихся в начальной школе, начиная с 1 сентября 2020 года с учетом переходного периода до 1 сентября 2023 года. Также в этот закон вводится понятие “здоровое питание”, закрепляются его принципы, особенности организации качественного, безопасного и здорового питания для детей и отдельных групп населения. Обеспечение качественным школьным питанием детей напрямую связано с национальной безопасностью нашей страны, так как это касается здоровья и сохранения будущего поколения», – сказал эксперт.

Член Общественного совета при Министерстве спорта РФ Анна Лаврова обратила внимание участников на тот факт, что получение рационов питания детьми и подростками напрямую отражает состояние социального благополучия в обществе.

«Равный доступ к еде и здоровому рациону питания, в особенности если говорить о детях из семей различных категорий, является одним из основных критериев общественного благополучия и стабильности», – отметила она.

Также эксперт сообщила, что в рамках подготовки к реализации 47-го закона 68 субъектов РФ отчитались, что готовы к организации бесплатного питания детей, но с высокой степенью вероятности это не так.

«Для полноценной реализации поставленной задачи должна быть выстроена индустриальная система питания. А перестроить все школы, в том числе те, что были возведены еще в советские времена, попросту невозможно», – подытожила Анна Лаврова.

Руководитель Ассоциации операторов питания Ульяновской области Ростислав Эдварс поделился опытом, который существует в регионе. Там используется финансовая и правовая модель, которая позволяет решить ряд проблем в школьном питании. Ее суть – перечисление бюджетных средств на лицевые счета родителей, учащихся целевым образом, только на горячее питание. Факт получения питания подтверждается тремя сторонами: школой, оператором и родителем, – что исключает возможность нецелевого расходования средств.

«Использование такого механизма позволило уравнять всех учащихся и родителей в правах, а также закрепить возможность большинства родителей принимать участие в выборе операторов питания и осуществлять ежедневный контроль за качеством питания. В отсутствии единых стандартов, стратегии и федерального уполномоченного органа в регионах стали использоваться разные подходы к организации школьного питания», – отметил эксперт.

О возможностях привлечения инвестиций в социальное питание рассказала директор по связям с органами государственной власти и финансовыми институтами отраслевого Союза развития социального питания Софья Жилина.

«На сегодняшний день у нас есть три инструмента, которые позволяют эффективно инвестировать в нашу социальную инфраструктуру. Безусловно, речь идет о концессионном соглашении, соглашении о государственно-частном партнерстве и офсетном контракте. Концессионер или частный партнер обеспечивает создание единого технологического цикла организации питания в социальных учреждениях, включая реконструкцию пищеблоков. Смысл офсетного контракта заключается в организации конкурса там, где есть государственная нужда, а организация питания – это действительно серьезная государственная нужда. И тут важно понимать, что если в рамках концессионного соглашения или государственно-частного партнерства инвестор может сделать как комбинат, так и полную реконструкцию самого пищеблока, то в рамках офсетного контракта ремонт пищеблока он сделать уже не может, так как сами пищеблоки являются муниципальной или государственной собственностью, и туда не могут быть направлены частные деньги», – сообщила эксперт.

Руководитель Федерального центра мониторинга питания обучающихся Министерства просвещения РФ Валентина Иванова подробно рассказала о результатах работы центра за последнее время.

«В первой половине календарного года мы охватили нашим мониторингом 2050 школ. Так, мы проанализировали наличие сайтов, наличие примерных меню на этих сайтах и т. д. Мы рассматривали все это с точки зрения соответствия новому СанПиНу, который как раз таки и характеризует все те качественные параметры, что необходимо отслеживать в той или иной возрастной категории детей, чтобы потом говорить о состоянии их здоровья. И этот, пускай первичный, анализ показал, что есть проблемы: у большинства школ не оказалось примерного меню, а у некоторых так и вовсе не было сайтов! Так о каком информировании родителей может идти речь?» – сказала она.

Завершая слушания, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Владислав Корочкин отметил: «Я бы очень хотел, чтобы социальное питание не противопоставлялось стремительно развивающемуся общепиту. Чтобы все те наработки, которые сейчас есть в цифровизации или в процессах массового питания, которые мы видим на уровне тех же сетей ресторанного бизнеса, – чтобы все это мы объединили и связали с возможностями сельского хозяйства, после чего стали максимально широко использовать для организации питания в образовательных учреждениях».

По итогам слушаний будут сформулированы рекомендации, направленные на решение задач по формированию эффективной системы здорового питания как одного из важных элементов здорового подрастающего поколения, улучшения качества жизни населения и повышения уровня безопасности страны.