17.08.2022

Определены контуры новой национальной системы высшего образования

В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил во вторник президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.

«Наша генеральная линия – специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас», – сказал ректор.

Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.


Михаил Артеменков, член Экспертного клуба региона, член Общественной  палаты Смоленской области, председатель комиссии по образованию и науке, Ректор Смоленского государственного университета 

В настоящее время Минобрнауки России разрабатывается концепция национальной системы высшего образования. При этом, конечно, важно, чтобы в основе новой системы лежали те достижения, которые составляют историческую основу российского высшего образования и обеспечивают качественную подготовку профессионалов для экономики, общества и государства. При этом, речь не должна идти об изоляции. Необходимо сохранять и расширять международное научное и образовательное сотрудничество, искать новые формы студенческой и преподавательской мобильности, реализовывать совместные научно-исследовательские проекты.

Важно отметить, что дискуссия сейчас в основном идет не вокруг «формы» организации высшего образования – «бакалавриата» или «специалитета». Главным предметом обсуждения стало содержание образования. Это очень важно, поскольку единые подходы к содержанию образования обеспечивают единое образовательное пространство, понимание у всех участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, работодателей) его результатов. Считаю, что в любом случае у студентов должна быть возможность формировать свою образовательную траекторию, зачастую уникальную, поскольку современный мир очень вариативен. К тому же бывает сложно выбрать свой путь, когда поступаешь в университет. А значит, должна быть возможность скорректировать свою образовательную программу, получить те знания и навыки, которые сделают из студента специалиста, востребованного на рынке труда.

Александр Иванов, член Экспертного клуба, Доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС 

Приятная новость, только можно порадоваться, что возвращается классическое образование, и студенты смогут приобрести необходимые фундаментальные знания, выбрав для себя приоритетные направления развития. Студент за период учебы на бакалавриате под час не успевает приобрести достаточное количество навыков, вынужден совмещать теоретическое и практическое обучение. За период обучения на год дольше, больше времени для закрепления полученных навыков на практики. Что касается аспирантуры и дальнейшего обучения, считаю, что это уже индивидуально для развития конкретного направления, а магистратура лишь попытка дотянуться до уровня специалиста.

Евгений Захаренков, член Экспертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области, председатель комиссии по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, преподаватель областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования» 

Считаю, что система высшего образования в России должна учитывать исключительно интересы нашего государства. Конечно же, бакалавриат допустимо оставлять на ряде гуманитарных дисциплинах, но он должен быть интегрирован в национальную образовательную систему, а не являться европейским клоном.

Выход из Болонской системы назрел уже действительно давно, это то образование, которое кроме как возможного признания российских дипломов на Западе больше ничего не давало, создавало прецедент подготовки молодых специалистов с ориентацией на Европу!

Марина Проскурнина, член Экспертного клуба региона, член Общественной палаты РФ, член Общественной палаты Смоленской области, главный редактор СОГУП «Центральная объединенная редакция»

Все российские вузы были официально исключены из Болонского процесса. Фактически не Россия вышла из Болонской системы, а ее саму отстранили от участия в ней.

Наконец-то мы дождались. Болонская система – это прожитый нами этап. Возвращения у нас к   нему не будет.

В основе нашей собственной системы образования должны лежать интересы национальной экономики.

Честно говоря, все мы прекрасно понимали, что это решение назрело уже давно. Что давала нам эта система, только то, что российские дипломы признавали на Западе? А так ли важно это для нас сейчас? Так ли важно для нас признание нашего уровня образования странами, которые запустили процесс отмены всего русского?

Мы никому и ничего не должны доказывать.  И поощрять утечку наших мозгов на Запад уже тоже, слава богу, никто не будет.

Не будем отрицать тот факт, что отказ от этой системы сократит возможности найти себе работу с нашими дипломами за рубежом. Но так ли это страшно в условиях современной реальности?  Болонская система в основном объединяет только европейские страны. Посмотрите на карту, какую часть на ней занимает Европа? А ведь получить опыт и трудоустроиться можно не только там.

И потом пришло время создавать условия для трудоустройства внутри страны.

У нас есть все  возможности для развития технологий, экономики, и они сейчас реализуются самым широким образом.

Если говорить о самой системе образования, то я не думаю, что ее ждут кардинальные перемены. Все наши вузовские программы разработаны на основе наших ФГОСов.

Я считаю, что двухуровневая  система бакалавриата и магистратуры – это прекрасный  вариант для получения второго  высшего образования.

А в целом, подводя итоги, скажу: у России свой уникальный путь развития. Так было, есть и так будет.

Марина ХОТУЛЁВА, член Экспертного клуба региона, главный редактор СОГУП «Северная объединенная редакция» 

Новая система высшего образования должна сохранить лучшие традиции советского образования и наработки, которые мы приобрели за последние 20 лет.

С одной стороны, плюсом Болонской системы является мобильность студентов: начав обучение в одной стране, студент потом может перевестись в вуз другой страны и окончить его, при этом получив соответствующий диплом о высшем образовании. Это позволяет молодежи перемещаться по странам в поисках подходящей работы. Но с другой стороны, многие цели Болонского процесса в большей степени ориентированы на развитые страны. Получается, что специалисты, получив диплом, уезжают в другие страны для того, чтобы найти работу с более высокой заработной платой и хорошими условиями труда. В результате мы получаем отток элиты профессионалов.
Хотелось бы, чтобы новая система образования отвечала требованиям всех, кто за последние годы получил вузовскую подготовку. Кому-то из тех, кто окончил бакалавриат, достаточно знаний для того, чтобы устроиться на хорошее место, а кто-то предпочтет двигаться дальше, в магистратуру, а затем заниматься наукой и идти в аспирантуру. Кроме того, бакалавриат и магистратура все-таки необходимы иностранным студентам, каковых в России обучается более 300 тысяч человек.

Алла Владимировна Лукина, член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Велижская новь» 

Уже давно ведется разговор о том, что российская система высшего образования требует кардинальных изменений. И связано это в том числе с внедрением Болонской системы, которая, по моему мнению, не дала тех результатов, которые планировались. 

Лично я всегда была противником Болонской системы, т.к. такая форма получения высшего образования, как бакалавриат в данной системе, больше схожа с получением образования в средних профессиональных заведениях. Знания, полученные в техникумах и колледжах, равны полученным в университете (бакалавриат), а срок обучения практически отличается на пару месяцев. Бакалавриат, таким образом, это среднее профессиональное образование, которое можно получить и в колледже. 

Высшее образование в России должно вернуться к своим изначальным формам: специалитет со сроком обучения 5 лет, что позволяет подготовить специалиста широкого профиля с конкретной направленностью деятельности, и взять из Болонской системы апробированные положительные направления, такие как дополнительные курсы по различным дисциплинам в период прохождения обучения, что позволит развивать у студентов дополнительные компетенции, востребованные современным обществом. 

Российское образование всегда было конкурентоспособно на мировом уровне. Специалисты, выпущенные нашими вузами, востребованы на мировом рынке труда. Да, сегодня оно требует изменений, требует внедрения всевозможных новейших технологий как в теоретической деятельности, так и в практической.  Для этого у нас есть все возможности, стоит только все это обосновать, вложить в основу и раз и навсегда определить свою национальную систему высшего образования. 

Владимир Панюшенко, член экспертного клуба Смоленской области, выпускающий редактор Ершичской районной газеты «Нива» 

Новая система высшего образования в России, по мнению различных источников средств массовой информации, которое я разделяю, должна быть специалитетной, поскольку у специалиста квалификация выше и полное высшее образование, а у бакалавра будет только базовое образование и самая низкая квалификация. Далее бакалавр не может преподавать в ВУЗах, учиться в аспирантуре, получать учёные степени и звания, занимать ведущие должности и т.д. Так что учиться лучше сразу на специалиста или магистра, чтобы потом не доучиваться и не терять возможности устроиться на хорошую работу.

Ирина Филиппова, член экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Десна» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

У меня советское институтское образование, когда курс обучения был пять лет. И то, что специалитет вернут в вузы, считаю правильным решением. В России было сделано достаточно для развития бакалавриата. Но, по-моему мнению, за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста. Должна быть новая национальная система высшего образования, и  что-то из советской практики можно и нужно включить в нее. 

Болонская система имела свои плюсы и минусы. Выход из нее отразится на студентах, которые думали стажироваться и работать за рубежом. Адаптация в другой стране, языковой барьер, оценивание студентов по баллам, да и просто нет достаточно средств для учебы в другой стране – это минусы Болонской системы.

Наталья Соболевская, член экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Сельские зори» СОГУП «Восточная объединённая редакция» 

Отличное, на мой взгляд, решение. Возврат 5-летного обучения по техническим, точным и не только наукам позволит получать нашим студентам полное и глубокое образование. Ничуть не отвергаю существование бакалавриата. У нас и раньше было обучение продолжительностью 4 года. Например, в пединституте учителя начальных классов получали профессию за это время. 

Бакалавриат, возможно, уместен при получении гуманитарного образования, не требующего практических навыков. 

В нашей стране была хорошая система высшего образования и, надеюсь, несмотря на введение на некоторое время Болонской системы, она сохранилась. Поэтому из чего-то нового надо брать лучшее  и идти дальше своим путём.

Марина Косарыгина, член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Искра» 

На сегодняшний день большинство работодателей отдает предпочтение специалистам с высшим образованием. В связи с этим высшее образование в России должно быть доступным для каждого на основе его способностей.

Предложенная новая национальная система высшего образования даст возможность после специалитета (курс обучения не менее пяти лет) сразу поступать в магистратуру, что позволит быстрее получить наиболее качественное образование. Это будет способствовать увеличению высококвалифицированных, с глубокими знаниями в определенной сфере специалистов на рынке труда.

Сохранение бакалавриата необходимо только для тех студентов, которые планируют переезд за границу или смену вида деятельности в дальнейшем.

Юлия Зенковская, член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Сычевские вести» (СОГУП «Восточная объединенная редакция») 

Давайте вспомним, для чего Россия присоединилась к Болонской системе обучения. Это, в первую очередь, тесное взаимодействие между российскими вузами и вузами стран-участников, т.е. студент мог начать обучение на родине, затем перевестись в учебное заведение другой страны, прослушать курсы там, а окончить обучение в первом, сохраняя баллы, полученные в каждом из этих вузов. Но стоит отметить, что на сегодняшний день представители высшего европейского образования в одностороннем порядке обрывают сотрудничество с российскими вузами.

По Болонской системе степень бакалавра считается базовым высшим образованием, которое необходимо продолжить, поступив в магистратуру. Но большинство студентов, успокоившись наличием «корочки» бакалавра, обучение заканчивают. Стоит понимать, что за четыре года бакалавриата подготовить квалифицированного работника сложно.

Бакалавр и магистр — это ощутимая разница в образовании, а разная оплата труда служила бы стимулом для людей повышать свое образование и развиваться дальше, а не останавливаться на достигнутом. Считаю, что такая система образования не до конца продумана и адаптирована для России.

Придерживаюсь того, что полностью отходить от бакалавриата в пользу специалитета не нужно. На мой взгляд, новая система высшего образования в России должна вместить некое уникальное сочетание специалитета, бакалавриата и магистратуры, стать более гибкой и национализированной. В любом случае этот вопрос требует времени и более тщательного обсуждения на высшем уровне.