20.09.2022

Импортозамещение и б/у запчасти в ОСАГО

Расширение тарифного коридора ОСАГО, срыв установленного срока по ремонту автомобилей, использование бывших в употреблении запчастей и их влияние на безопасность дорожного движения. Эти вопросы представители экспертного сообщества обсудили в Общественной палате РФ на круглом столе «Импортозамещение в ОСАГО» 19 сентября.

Рассмотреть текущую ситуацию на рынке автомобильных запчастей и подготовить предложения, которые затем вынесут на обсуждение в Госдуме РФ, предложил заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействия с ОНК Александр Холодов.

«Мы сегодня собрались, чтобы обсудить, как ремонтировать автомобили в сложившихся условиях. Учитывая новостную повестку, можно обсудить и действующие тарифы ОСАГО. Последняя главная новость — расширение тарифного коридора. Когда речь идет об ОСАГО, интересы начинают уходить в разные стороны. Со стороны Комиссии ОП РФ по безопасности — это жесткие требования к страховым компаниям и бизнесу. Чтобы защитить интересы предпринимателей, мы пригласили Комиссию ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности», — отметил Александр Холодов.

Дефицит импортных запчастей может стимулировать развитие промышленности в регионах, отметил член Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Вадим Ковалев.

Расширение тарифного коридора ОСАГО было установлено своевременно, оно позволит определенным категориям водителей оставить стоимость полиса на прежнем уровне, сообщили директор по методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Васильев и начальник управления методологии урегулирования убытков РСА Екатерина Гриднева. Сейчас РСА составляет новый справочник по автозапчастям, учитывая сложившуюся ситуацию, формируя базовые цены и стараясь внести еще больше комплектующих.

Представители других страховых компаний отметили возникающие сложности в работе: невозможность осуществить за 30 дней ремонт застрахованных автомобилей, что связано с отсутствием запчастей и логистикой, а также использование автосервисами б/у запчастей, которые не всегда могут гарантировать безопасность. С ними согласились в представители автосервисов.

Член правления Союза автосервисов Илья Плисов поделился опытом использования б/у запчастей в ремонте по ОСАГО. С одной стороны, это позволяет снизить стоимость запчасти до 75%, с другой стороны, есть и некоторые сложности. Например, законодательно использование б/у запчастей запрещено, автосервисы вынуждены составлять допсоглашения с владельцами автомобилей, если те согласны на такой ремонт. Есть проблемы и с несоответствием запчастей характеристикам. Он предложил прежде всего решить вопросы с отечественными производителями запчастей.

Сейчас, по мнению Ильи Плисова, производства не имеют необходимого оборудования и персонала, патентов и не защищены от внешнего рынка. Союз автосервисов предложил убрать понятие сертифицированных запчастей и ввести понятие аналогов, законодательно закрепить аналоги и б/у запчасти, а также учитывать расходы автосервисов на логистику.

Станислав Данилин из Союза автосервисов отметил, что узаконивание б/у запчастей приведет к росту угонов и разборов автомобилей. Он выступил против массовой практики. По его мнению, собственное производство позволит обеспечить запчастями Россию и даже зарубежные страны.

О безопасности дорожного движения участникам круглого стола напомнил представитель ГИБДД Денис Ануфриев. Он подчеркнул, что б/у запчасти должны быть сертифицированы и отвечать требованиям транспортного средства.

Мнением автовладельцев поделился блогер Петр Шкуматов. Он отметил нежелание автолюбителей вникать во все нюансы закупки и поставки запчастей. В идеале автолюбитель хочет отдать ключи страховой компании после аварии и получить отремонтированное транспортное средство. При этом он подчеркнул, что пользователи готовы оплатить повышенный тариф ОСАГО, который избавил бы от проблем.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков отметил другую тенденцию у автовладельцев. В последнее время они массово отказываются от каско и ОСАГО. Журналист предположил, что таких случаев будет ежегодно становиться все больше. Это связано с тем, что ремонт автомобилей провести в автосервисах не могут из-за отсутствия запчастей, а выплаты страховых компаний не покрывают ремонт пострадавшего в аварии автомобиля.

Представители научного сообщества предложили проанализировать опыт Дальнего Востока, где уже много лет используются б/у запчасти для ремонта. Этот опыт стоит рассматривать лишь как временную меру. Профессор и резидент АНО «Институт исследования социального и экономико-технологического развития общества» Андрей Быстров предложил поддерживать отечественных производителей запчастей, не игнорируя современную ситуацию на рынке.

Юрист Александр Тарнавский предложил участникам круглого стола подготовить содержательную резолюцию и перевести обсуждение на площадку Госдумы. По его мнению, сегодня в ОСАГО происходят радикальные сдвиги и оставлять ситуацию на произвол судьбы не стоит.

В завершение круглого стола Александр Холодов внес еще два предложения: рассмотреть возможность работы ОСАГО по двум тарифам, а также заменить сертификацию автозапчастей на гарантию от автосервисов. Он также добавил, что предложения от экспертного сообщества для итоговой резолюции будут принимать в течение недели.

Фото: oprf.ru