08.04.2022

Благодаря национальному проекту ситуация на дорогах меняется

В Смоленске состоялось расширенное заседание комиссии Общественной палаты по вопросам ЖКХ, экологии и охране окружающей среды, посвященное реализации на территории региона национального проекта «Безопасные качественные дороги». В мероприятии участвовали общественники, представители органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления и федеральных структур.

В 2022 году в Смоленской области продолжится реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» – одной из программ, инициированных в 2018 году Президентом России Владимиром Путиным. Его основное и, пожалуй, наиболее заметное для  граждан страны, в том числе и смолян, направление – ремонт автомобильных дорог, который в целях проекта обозначен как приведение их к соответствию нормативным требованиям. Участники заседания обсудили итоги реализации проекта в 2021 году, а также планы и возможные проблемные точки в этой работе.

Актуальность темы обозначила председатель комиссии Общественной палаты по вопросам ЖКХ, экологии и охране окружающей среды Светлана Крючкова.

«Плохие дороги – одна из ключевых проблем Смоленской области и России, однако в последние годы положение дел меняется благодаря тому, что действуют национальные проекты, и многие дороги ремонтируются: на них меняют асфальт, делают остановочные комплексы, в полной мере начинают соблюдаться и требования безопасности», – отметила она.

Вместе с тем, модератор круглого стола подчеркнула, что иногда отремонтированные дороги снова приходят в неудовлетворительное состояние – причем в достаточно короткий срок. Причин у этого, по мнению Светланы Крючковой, несколько, и в их числе есть и объективные – особенности климата, и субъективные – нарушение технологии во время ремонта. Вместе с тем, подчеркнула она, национальный проект дает возможность отремонтировать значительную часть дорог региона, и этому направлению нужно уделять особое внимание.

Информацию об итогах реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2021 году, а также о его плановых показателях на 2022-й участникам встречи рассказал и.о. начальника департамента по транспорту и дорожному хозяйству Дмитрий Сулимов.

Он, в частности, напомнил, что в прошлом году в нашей области основные мероприятия национального проекта – ремонты дорог – выполнялись в Смоленске, а также в ряде муниципальных образований региона. В областном центре работы проводились на 13 объектах, в районах – на 29 объектах, общая протяженность отремонтированных дорог составила почти 250 километров.

Национальный проект «Безопасные качественные дороги» также включает в себя ряд других направлений, подчеркнул Дмитрий Сулимов. В их числе, например, – повышение безопасности дорожного движения (установка дублирующих знаков в местах концентрации ДТП), совершенствование автоматизированной системы управления дорожным движением (так называемая «зеленая волна», подразумевающая модернизацию перекрестков, их оснащение светофорами, системами фото- и видеофиксации), работа с детьми (изготовление печатной продукции, оснащение кабинетов безопасности дорожного движения). Для обеспечения сохранности автомобильных дорог в регионе в прошлом году были установлены два комплекса весогабаритного контроля.

«Финансирование нацпроекта в 2021 году составило почти 3,5 миллиарда рублей, из них средства федерального бюджета – 247 миллионов рублей, средства областного бюджета – 3,2 миллиарда рублей, местный бюджет (город Смоленск) – 300 тысяч рублей», – сообщил и.о. начальника департамента.

Работа по перечисленным выше направлениям нацпроекта продолжится и в 2022 году. Так, Дмитрий Сулимов отметил, что будут устанавливаться новые системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД (за счет средств регионального дорожного фонда), оснащаться кабинеты безопасности дорожного движения в образовательных организациях, проводиться обучающие мероприятия для детей.

Что касается ремонтов дорог, их объем увеличивается: общая протяженность 28 участков дорожной сети, на которых будут проводиться работы, составляет 256 километров. В Смоленске ремонты запланированы на пяти объектах (8 километров), в муниципалитетах – на 23 участках дорог регионального и межмуниципального значения.

«В этом году у нас начинается новый этап – ремонт аварийных мостовых сооружений, – продолжил Дмитрий Сулимов. – На территории области запланирован ремонт 15 сооружений, 11 из них – региональные, четыре – муниципальные».

Стоит отметить: увеличились не только протяженность участков, запланированных к ремонту, а также количество направлений нацпроекта, но и его финансирование. В 2022 году на реализацию проекта «Безопасные качественные дороги» предусмотрено 4,8 миллиарда рублей, из них средства федерального бюджета – 1,4 миллиарда, областного – 3,4 миллиарда, сообщил начальник департамента.

Подробнее о ремонтах дорог, запланированных в областном центре, участникам круглого стола рассказала начальник Управления дорожного хозяйства и строительства администрации города Смоленска Наталья Майорова.

Представитель городской администрации перечислила участки, где будет проводиться ремонт, уточнив, что на улицах Лавочкина и Автозаводская в планах капитальный ремонт, на остальных объектах запланированы работы с полной заменой асфальтобетонного покрытия, ремонтом тротуаров, установкой бортового камня.

Наталья Майорова также остановилась на мероприятиях, которые предваряют старт ремонтов. Важнейшее из них – разработка схемы транспортной обеспеченности разных частей города, особенно с учетом того, что в планах на 2022 год – работы на крупных магистралях.

«Мы понимаем, что будет сложно передвигаться между Ленинским и Промышленным районами, потому что ремонты будут проводиться одновременно на двух участках», – отметила она.

Часть ремонтных работ планируется выполнять ночью, чтобы минимизировать транспортные потери и неудобства для смолян. Однако в этом случае, дополнила Наталья Майорова, нужно учитывать и то, что дороги в Смоленске располагаются рядом с жилыми домами, что тоже может создать дискомфорт для горожан.

«Нужно находить баланс между интересами разных категорий смолян», – констатировала она.

Продолжая обсуждение темы, Светлана Крючкова поинтересовалась, почему в национальном проекте участвуют не все населенные пункты региона. Дмитрий Сулимов пояснил: в рамках проекта ремонтируются дороги регионального и межмуниципального значения, а также дорожная сеть в крупных городских агломерациях – в нашем регионе это Смоленск.

Во время дискуссии затронули и риски, с которыми регион может столкнуться в ходе дорожных ремонтов в 2022 году, причем речь шла не только о недобросовестных подрядчиках. Эта проблема, тем не менее, прозвучала.

«Есть у нас и недобросовестные подрядчики: в прошлом году мы с этим столкнулись, и я хочу сказать спасибо прокуратуре, которая нам очень помогла бороться с ними. Документы были поданы в суд, были наложены многомиллионные штрафы», – отметил руководитель профильного департамента.

Материальная обеспеченность и профессионализм подрядчиков продолжают вызывать опасения, констатировала Наталья Майорова.

«Но мы в рамках 44-ФЗ ограничены тем, что выставляем объекты на аукционы, и уже площадка определяет победителя, который будет работать на объектах», – подчеркнула она.

Однако среди наиболее острых проблем 2022 года участники круглого стола назвали рост цен на строительные материалы, а также возможные сложности с поставками специализированной техники и запчастей к ней. Последний фактор обусловлен санкциями, введенными против нашей страны: основная масса техники, которая используется как непосредственно в ремонте дорог, так и производстве материалов для него, – импортная, и это приводит к сложностям в ее приобретении. Что касается цен, то в ходе дискуссии отмечалось, что эта проблема общая для всех субъектов РФ, и решать ее нужно на федеральном уровне. В связи с этим участники дискуссии приняли решение обратиться в Общественную палату России с просьбой не только увеличить объем финансирования дорожных ремонтов, но и изменить методику ценообразования.

Отдельно участники круглого стола обсудили вопросы, касающиеся контроля качества выполняемых и уже проведенных ремонтов, содержания дорог. Дмитрий Сулимов, в частности, сообщил:

«К нам ежегодно приезжают представители «Росдортехнологии» – федеральной структуры, которая контролирует качество работ, несколько раз в месяц приезжают представители Управления автомагистрали Москва – Бобруйск. Контроль за качеством работ очень жесткий».

К участию в контрольных мероприятиях привлекаются все заинтересованные стороны, отмечали выступавшие: сотрудники ГИБДД и представители ОНФ, департамента по транспорту и дорожному хозяйству. Для приемки работ, которые выполняются в рамках проекта «Безопасные качественные дороги», создаются постоянно действующие комиссии. Контролируется реализация нацпроекта и депутатами регионального заксобрания, подчеркнул заместитель председателя Смоленской областной Думы Николай Мартынов:

«Есть факторы, которые не зависят от руководства, людей, выполняющих работы. Но есть вопросы, к которым нужно внимательнее относиться всем – и тем, кто ремонтирует дороги, и тем, кто контролирует качество работы».

Соблюдение гарантийных обязательств – еще одно важное направление, которому также уделяется особое внимание. Например, в областном центре работает комиссия, члены которой обследуют отремонтированные в предыдущие годы участки улично-дорожной сети и в случае выявления недостатков направляют подрядным организациям информацию о необходимости устранения замечаний.

«Дорога, которую мы отремонтировали в рамках национального проекта, должна работать и обеспечивать безопасность передвижения», – отмечалось в ходе круглого стола.