08.04.2022

Транспорт, доступный каждому: как развивать безбарьерную среду

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Доступность общественного городского транспорта для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения. Проблемы и решения».

Целью мероприятия стало информирование полномочных структур о проблемах, с которыми сталкиваются люди с полной или частичной потерей зрения на объектах городской инфраструктуры и на общественном транспорте, а также о возможности решения данных проблем. Кроме того, эксперты выработали пути обеспечения безопасности пользования общественным транспортом, увеличения доступности общественного транспорта и остановочных павильонов за счет применения системы радиоинформирования и звукового ориентирования.

«Мы знаем, что ежегодно Росавиацией проводится анализ доступности аэропортов. По данным Росавиации, сегодня уже более чем в 70 федеральных аэропортах осуществляется дублирование звуковой и зрительной информации знаками, выполненными рельефно-точечными шрифтами, шрифтом Брайля в том числе. Как осуществляется эта работа? Какие есть достижения и сложности? Отдельно стоит вопрос повышения доступности транспортных систем в населенных пунктах нашей страны. Я понимаю, что это очень непростой вопрос, но его необходимо затрагивать», – сказала Диана Гурцкая, председатель Комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик.

Она отметила важность подготовки сотрудников центров мобильности пассажиров для корректного взаимодействия с людьми с инвалидностью по зрению.

О проверке работоспособности транспортной инфраструктуры в ряде регионов рассказал Илья Зотов, член Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению.

«По поручению Дианы Гурцкая мы встретились с другими представителями экспертного сообщества для того, чтобы провести проверки в регионах и посмотреть, как обстоит работа с транспортом. Мы сформулировали ряд точечных замечаний. Например, в Архангельске ряд светофоров на перекрестках работают неэффективно, и вот почему: некачественное звуковое оформление не дает пешеходам определить, когда горит зеленый цвет, а когда – красный. В итоге они путаются, а это опасно для жизни. Мы обсудили это с председателем Общественной палаты Архангельской области, они взяли этот вопрос на контроль, и я думаю, что в ближайшее время этот вопрос будет решен», – сообщил он.

Кроме того, эксперт рассказал и о результатах проверки в Санкт-Петербурге. По его словам, это – один из тех городов, где успешно работает проект «Говорящий город», который позволяет сделать жизнь граждан более комфортной. И сейчас в городе стартовала большая программа развития транспорта, но есть один недочет: один из ключевых перевозчиков ГУП «Пассажиравтотранс» игнорирует работу данной системы.

С докладом об общих проблемах обеспечения доступности городского транспорта для людей с инвалидностью выступил Дмитрий Енин, руководитель научного центра безбарьерной среды на транспорте Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

«Несколько лет назад Минтранс обозначал задачи о развитии системы “Говорящий город”. Он проводил опрос среди регионов, и 35 процентов субъектов прямо отказались от внедрения этой системы. Скорее всего, это связано с внесением изменений в конструкцию транспортных средств, а происходящие в последнее время события сделали эту систему настолько сложной и дорогостоящей, что стало дешевле купить новый, уже оборудованный автобус. И это печальный результат», – сказал он.

При оценке общего состояния выяснилось, что в России есть законодательно установленные возможности для органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по установлению, уточнению и расширению перечня требований по обеспечению доступности транспортного обслуживания инвалидов. С другой стороны, в большинстве нормативных документов почти не учитываются технологические требования и способы организации транспортного обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, низкий уровень подготовки кадров, в том числе линейного персонала на автомобильном, городском и пассажирском транспорте не позволяет в полной мере реализовать поставленные задачи.

Систему «Говорящий город» представила Мария Ромашова, генеральный директор ООО «Говорящий город». «Говорящий город» – это система радиоинформирования и звукового ориентирования, повышающая доступность городской и транспортной инфраструктуры. С ее помощью люди с ограниченными возможностями могут комфортно и самостоятельно передвигаться в городской среде. Проект был создан более 10 лет назад, и благодаря совместной работе с сообществом слепых он представляет собой комплексное решение, работоспособное на любых объектах городской транспортной инфраструктуры.

Данная система представляет собой две основных части – инфраструктурное оборудование и устройства пользователей (абонентские устройства и бесплатно скачиваемое приложение). На свои устройства пользователи получают информацию о тех объектах и транспорте, который оборудован, и могут взаимодействовать с ним. Вся информация, которая приходит пользователям, носит индивидуальный характер. Кроме того, у пользователей есть возможность активировать сигнал для того, чтобы определить точное местоположение остановки.

Говоря о развитии доступности объектов транспортной инфраструктуры в столице, Евгений Смирнов, помощник заместителя мэра Москвы по вопросам создания доступной городской среды для инвалидов на транспорте, сообщил, что в Москве была создана рабочая группа. В нее входят специалисты, которые на постоянной основе проводят проверки транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Они внимательно изучают возможности их переоборудования и переустройства для повышения доступности.

На проблемы финансового характера при повышении доступности транспорта для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья обратил особое внимание Юрий Лесневский, директор Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. По его словам, в таком большом городе, как Новосибирск, внедрение системы «Говорящий город» может быть затруднено в связи с финансовыми ограничениями, плюс могут возникнуть соответствующие проблемы хотя бы потому, что здесь очень много широких улиц и шоссе.

О критериях доступности современного транспорта для лиц с инвалидностью рассказала Ия Ростомашвили, региональный директор АНО «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий». Первый из них – универсальность транспортных средств. Транспорт должен быть доступен для всех категорий граждан, хотя часто без видимых на то причин общая доступность транспорта рассматривается с точки зрения его доступности для граждан с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Сергей Сохранский, главный редактор журнала «Доступная среда», добавил, что формирование безбарьерной среды жизнедеятельности – это единая комплексная задача, которую невозможно решать по-разному в различных регионах.