12.03.2025

Тариф «Многодетный»: как мотивировать водителей такси перевозить пассажиров с детьми?

2025 год стал прорывным в области установления льготных тарифов для многодетных граждан. В частности, теперь члены многодетных семей могут оформить билет в купе поезда дальнего следования со скидкой 15 процентов, а российские авиакомпании снизили стоимость на билеты для детей из многодетных семей ровно на половину. Однако со льготными поездками многодетных на такси вопрос до сих пор обсуждается на всех уровнях.

Об этом напомнили участники круглого стола «Организация перевозок многодетных семей», который прошел в ОП РФ 10 марта. Эксперты рассказали о том, как повысить качество и доступность легкового такси для перевозки несовершеннолетних из многодетных семей.

Президентом России Владимиром Путиным поручено проработать вопрос о льготных тарифах на перевозку многодетных в такси, напомнил член Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Шувалов.

«Мы видим, что есть много вопросов, которые необходимо решить разным ведомствам по разным направлениям, потому что задача оказалась не так проста», — подчеркнул он.

Снижение комиссий агрегаторов такси на перевозку семей с детьми для стимулирования водителей принимать такие заказы, развитие льготных тарифов для поездок многодетных семей через службу социального такси, привлечение частных сервисов к работе социальных такси на условиях, установленных региональными властями или правительством, — это лишь малая доля мероприятий, необходимых для реализации, считает член ОП РФ.

Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ, о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» вступил в силу 29 декабря 2022 года — с тех пор остались за бортом около миллиона владельцев таксопарков, сообщил первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по контролю Дмитрий Гусев.

Они не могут оказывать услуги законно, поэтому делают это нелегально: принимают заказы в социальных сетях, мессенджерах — более пяти тысяч таких чатов было обнаружено в соцсети «ВКонтакте», утверждает депутат.

«В связи с этим выросли цены. И если мы признаем, что такси является общественным транспортом — а это действительно так, то возникает несправедливость: в метро пассажиры с детьми ездят по льготам, а в такси, наоборот, по повышенной цене. Поэтому Президент и поручил организовать перевозки таким образом, чтобы семьи с детьми не платили в такси больше, чем обычные пассажиры», — добавил он.

Дмитрий Гусев напомнил, что в Госдуму РФ уже внесен законопроект, по которому два бустера в каждой машине должны быть обязательными. Кроме того, внесен еще один законопроект, который запрещает агрегаторам повышать цены на поездки с детьми.

«Это важная инициатива. Но есть и еще одно предложение, которое пока не вынесено на рассмотрение, — ввести налоговый вычет семьям с детьми на перевозки в такси», — пояснил спикер, сообщив, что с 1 февраля текущего года «Яндекс Такси» стал налоговым агентом для самозанятых водителей. По его словам, после каждой поездки сервис будет рассчитывать и удерживать налог с доходов, а также самостоятельно перечислять средства в ФНС.

Два бустера легко помещаются в багажном отделении автомобиля, согласилась с коллегой первый зампредседателя Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Госдумы РФ, председатель Совета матерей Татьяна Буцкая. Однако, по ее словам, остается открытым вопрос о желании таксистов осуществлять перевозки пассажиров с детьми.

«Детский тариф не может быть дороже для пассажира, но для водителя такая перевозка должна оплачиваться больше. Этот вопрос сейчас прорабатывается, и я уверена, что он будет решен», — заявила она.

Депутат также сообщила о появлении отечественных мультивенов для осуществления перевозок многодетных семей. «И здесь я обращаюсь к Общественной палате за поддержкой: такие автомобили должны курсировать в направлении аэропортов и железнодорожных вокзалов, ведь, как правило, в путешествия едут всей семьей», — сказала она.

Этот вопрос будет проработан и взят на контроль, заверил член ОП РФ Сергей Шувалов.

Перевозка пассажиров с детьми, по мнению отраслевого сообщества, является специализированной услугой, выполнение которой сопровождается дополнительными требованиями, подчеркнула председатель Общественного совета по развитию такси в России Ирина Зарипова.

По словам эксперта, совет — единственное отраслевое объединение бизнеса такси, он выступает идеологом и организатором проектов, направленных на безопасные перевозки.

Так, уникальный Всероссийский конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший водитель такси в России» с 2018 года проверяет перевозчиков на знание правил безопасного вождения при наличии в салоне автомобиля несовершеннолетних пассажиров.

«Ужесточение ответственности за отсутствие детского кресла в такси в виде штрафных санкций может привести к оттоку водителей и созданию дефицита исполнителей на рынке услуг», — предупредила Ирина Зарипова. Она также добавила, что на рынке уже есть сформированные транспортные компании, которые специализируются на перевозке детей разными категориями транспорта.

Согласно запросу поисковых систем, существуют предложения в виде таких услуг, как «Автоняня», «Сопровождение ребенка», «Школьные маршруты», «Детское такси», «Женское такси», уточнила спикер.

Кроме того, Ирина Зарипова сделала акцент на необходимости более тесного взаимодействия с ОП РФ в вопросе организации перевозок многодетных семей, а также заверила, что до 15 апреля в профильную комиссию Палаты будет представлен проведенный общественным советом анализ рынка специализированных перевозок.

Фото: pxhere.com