25.11.2022

Наука и образование: глобальные вызовы

22–24 ноября в Общественной палате РФ прошел пятый Профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов». Его цель — поддержка Десятилетия науки и технологий, обсуждение актуальных проблем и научных достижений, определение приоритетных задач развития науки и образования, а также роли научной и образовательной элиты России в их выполнении.

Мероприятие разделено на несколько секций, в частности: «Вектор развития высшего образования: стратегия и тактика», «Государственная регламентация образовательной деятельности в современных условиях. Роль профессиональных сообществ», «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение высшего образования» и другие. 23 ноября состоялось ежегодное совместное заседание общественных советов при Минобрнауки России, Рособрнадзоре и Минпросвещения России.

«Это — уникальное мероприятие, которое объединило сразу три общественных совета. Мы поговорили о таких важных вопросах, как взаимодействие между ОС, проблемы выработки системы показателей эффективности профессорско-преподавательского состава в научно-образовательной деятельности и, конечно, форматах популяризации современных отечественных достижений науки в школе», — сказал заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб.

В рамках секции «Вектор развития высшего образования: стратегия и тактика» ведущие эксперты области попытались определить, как повысить эффективность образования и университетов, как быть с глобальными вызовами, стоящими перед Россией.

«Очень важно, чтобы в рамках форума нам удалось установить максимально тесную обратную связь. Поэтому, если кому-то из присутствующих не удастся выступить, пожалуйста, напишите на нашу почту. Таким образом, делитесь своими идеями и предложениями о том, каким вы видите дальнейшее развитие высшего образования и науки. Сейчас очень важно понять, как не потерять тот потенциал, который у нас есть, более того, как продуктивно его использовать и защитить нашу интеллектуальную собственность», — подчеркнул Владислав Гриб.

С докладом о приоритетах развития аграрного образования выступил Владимир Трухачев, ректор Российского государственного аграрного университета. Он выразил надежду на то, что через ОП РФ и профессорское сообщество удастся донести до властей вопросы и задачи, которые сегодня перед Россией ставит жизнь.

«От того, насколько будет образован и нацелен человек, сегодня зависит наше общее будущее», — отметил он.

О сетевых образовательных программах и подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса рассказал Глеб Туричин, ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Презентацию на тему «Вектор развития высшего образования в Российской Арктике: опыт САФУ имени М.В. Ломоносова» представила Елена Кудряшева, ректор Северного (Арктического) федерального университета.

По ее словам, в современных условиях в разы возрастает роль Арктики и Дальнего Востока, а главные тренды в развитии регионов — возрастание геополитического соперничества, рост конкуренции за технологии и интеллектуальный капитал между странами в интересах обеспечения технологического преимущества в освоении арктических территорий, трансдисциплинарный характер научного и образовательного анализа, а также смещение спроса с фундаментальных на прикладные направления подготовки.

«Безусловно, все это мотивирует кардинально менять подход к формированию образовательных программ и выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся. Потом необходимо массово продвигать концепцию “образования в течение жизни”. Сегодня это как никогда актуально», — сказала она.

С докладом о высшем инженерном образовании в Донбассе выступил Александр Аноприенко, ректор Донецкого национального технического университета. Он подробно рассказал об основных направлениях развития и задачах, стоящих перед республикой в связи с реинтеграцией в российское инженерно-научное пространство и началом десятилетия науки и технологий. По его мнению, России нужно технологическое превосходство, аналогичное тому, что наблюдалось в СССР в годы Никиты Хрущева. Тем не менее, для прорыва необходимо изжить комплекс неполноценности у российских специалистов, а также сформировать дух инженерного предпринимательства.

«У нас действительно колоссальный ядерный потенциал, но его нужно использовать не абы как, а эффективно. То есть не для развязывания третьей мировой, причем, ядерной, войны, а, наоборот, в целях ее сдерживания», — сообщил Александр Аноприенко.

Также в секции приняли участие Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, Александр Князев, проректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, и другие.

Об общей теории авторства, кибер-метавселенных в праве, актуальных проблемах параллельного импорта, а также вопросах защиты интеллектуальных прав преподавателей ВУЗов и коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности говорили на секции «Развитие российской науки, интеллектуальной собственности и трансфер научных технологий».

В мероприятии приняли участие ведущие эксперты области, такие как Игорь Мацкевич, главный ученый секретарь ВАК при Минобрнауки России, руководитель Роспатента Юрий Зубов, руководитель кафедры ЮНЕСКО Высшей школы экономики Михаил Федотов, Игорь Понкин, профессор РАНХиГС, и другие.

С докладом на тему «Интеллектуальная собственность в экосистеме современной российской науки» выступил Олег Неретин, директор Федерального института промышленной собственности. О международной защите инноваций в свете санкционных ограничений рассказала Галина Добрякова, генеральный директор ООО «Платформа технологий». Также были представлены доклады «Магистерские программы по учебным дисциплинам в сфере ИС: эволюция в рамках Белорусского государственного университета» (автор — Диана Иванова, доцент Белорусского государственного университета), «Методология внедрения искусственного интеллекта в систему стратегического управления инновационным развитием России в условиях глобальной конкуренции с коллективным Западом» (автор — Владимир Прокопович, доцент кафедры государственного и муниципального управления Московского государственного строительного университета), и т.д.

В завершение работы секции состоялось подписание договоров о сотрудничестве между Роспатентом, Профессорским собранием и Российским институтом политики, экономики и права.

«Думаю, это даст нам новый импульс для развития проектов и наукометрии», — подводя итоги, сказал Владислав Гриб.

В рамках форума также состоялась церемония награждения лауреатов общенациональных премий Российского профессорского собрания «Профессор года», «Декан года», «Ректор года», учрежденных в целях сохранения и дальнейшего развития научного потенциала российской науки и высшего образования, стимулирования научно-технического развития и поощрения выдающихся научных и педагогических работников.

Фото: oprf.ru