Новый облик системы высшего образования: синтез лучшего опыта советской и российской школ
Совершенствование национальной системы высшего образования, поддержка передовых инженерных школ, развитие технологического предпринимательства в вузах, создание сети кампусов мирового уровня и проектов класса «мегасайенс» — эти и другие ключевые проекты и программы Министерстве науки и высшего образования РФ были представлены на очередном заседании Общественного совета при Минобрнауки России. Также участники заседания оценили результаты взаимодействия ведомства и общественного совета. Мероприятие прошло 7 марта в Общественной палате РФ.
Приветствуя участников мероприятия, Секретарь ОП РФ Лидия Михеева поблагодарила Минобрнауки России за проведение встречи на площадке Палаты в открытом формате с привлечением большого количества экспертов, специалистов и общественников. Она отметила, что ОП РФ не только формирует общественные советы при министерствах и ведомствах, но и старается по возможности максимально помогать общественным советам в их деятельности — организует методическую поддержку, взаимодействие между общественными советами разных министерств и ведомств, а также ведет мониторинг деятельности общественных советов, оценивая их эффективность. По результатам рейтингов за прошлые годы Общественный совет при Минобрнауки России занимает высокие позиции и входит в топ-5 лучших советов, заметила она.
Секретарь ОП РФ выразила уверенность в том, что высокий результат достигнут благодаря вовлеченности членов и секретариата Общественного совета и их профессионализму. Она также подчеркнула, что в настоящий период перед министерством стоят очень масштабные задачи, в том числе модернизация, поступательная эволюция системы образования и создание условий для научного прорыва.
«Конечно, это очень сложный процесс, и я надеюсь, что в этом отношении общественный совет выступает в качестве советника и помощника. Уверена, что такими общими усилиями мы сможем многого добиться», — сказала Лидия Михеева.
На проектах и вызовах в сфере высшего образования до 2030 года в разрезе послания главы государства Федеральному собранию, в котором были определены планы, цели и задачи на ближайшие шесть лет, акцентировал свое выступление министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Говоря о проблемах и вызовах, с которыми система высшего образования сталкивалась за последние 20 лет, министр назвал рост количества филиалов и частных вузов, снижение качества образования, девальвация ученых степеней и званий, утрата престижа научно-педагогической деятельности, отсутствие воспитательной работы в вузах. Он подчеркнул, что позиция министерства состоит в том, что не надо делить вузы на частные и государственные, — надо работать вместе, тем более что частные вузы тоже выполняют важную государственную задачу, в том числе получают контрольные цифры приема.
«Ключевым моментом в сфере высшего образования на данный момент, конечно, является формирование облика системы высшего образования на новом этапе», — подчеркнул Фальков.
Он отметил, что назревшие в высшей школе перемены стали ответом на изменившиеся условия в экономике, социальной сфере и других отраслях жизни, прежде всего беспрецедентные изменения на рынке труда, в том числе дефицит кадров, а также задача по обеспечению технологического суверенитета, повлекшая новые требования к модели университета.
«Отсюда сформулирована задача сформировать синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий, — считает Валерий Фальков. — Нам надо четко сформулировать образ результата, поскольку образование — это очень большая система, в которой работает несколько сот тысяч сотрудников и обучаются почти 4,5 миллиона студентов. Любые изменения должны быть хорошо продуманы, взвешены, обсуждены и привести к дополнительным возможностям, а не проблемам. В этой связи министерство старается работать со всеми без исключения заинтересованными представителями экспертного и вузовского сообщества».
Министр обратил внимание, что хотя основная функция высшей школы по подготовке кадров остается, но наряду с ней важной становится умение коммерциализировать результаты работы исследователей, взаимодействовать с бизнесом, с индустриальными партнерами: «В этом смысле образование и исследование неразрывно связаны — чем больше будет такого рода передовых исследований и трансфера знаний в технологии, тем, на наш взгляд, более качественным будет образование. Как это сделать и тиражировать в целом на систему — задача очень и очень непростая».
Сложившееся деловое, тесное взаимодействие Общественного совета при Минобрнауки России с министерством отметил председатель совета Александр Чубарьян. Он напомнил, что основная цель всех общественных советов — конструктивно сотрудничать с ведомством, отмечать достижения и в то же время вместе обсуждать нерешенные проблемы и задачи, поэтому тематика деятельности Общественного совета при Минобрнауки складывается с учетом и общественного подхода, и мнения министерства. Еще одна важная задача совета — обеспечение обратной связи.
«Мы должны доносить до министерства, причем своевременно, в доходчивой, а иногда и в острой форме, настроения, которые есть внутри академического и университетского сообщества», — подчеркнул Александр Чубарьян, призвав к консолидации усилий общественного, университетского и академического сообщества вокруг задач, которые стоят перед страной в целом и перед высшей школой в частности.
С 2017 года в состав Общественного совета при Минобрнауки России входит член Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Оксана Гаман-Голутвина. Она отметила эффективность взаимодействия совета и министерства, а также высокий уровень работы Минобрнауки России по трем направлениям — взаимодействие с институтами гражданского общества, внимание к преподаванию социогуманитарного цикла дисциплин и международная деятельность.
«Зачастую раздается критика в адрес министерства, и она по большей части несправедливая. В этом смысле я хотела бы внести разнообразие, сказать, что не могу характеризовать деятельность всех министерств, однако в случае Минобрнауки России, мне кажется, ситуация весьма благоприятная», — подчеркнула Гаман-Голутвина.
Общественный совет при Минобрнауки России — один из самых активных в медиапространстве и в блогосфере, заметил заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб: «Кроме того, это один из самых интеллектуально-экспертных общественных советов, в том числе и по авторитету представленных в нем организаций. Итоги деятельности министерства вызывают уважение и восхищение. Это один из драйверов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации».
Фото: oprf.ru