27.02.2019

Лучшие практики помощи детям и взрослым с особенностями развития представлены на международной конференции в Общественной палате

В Общественной палате Российской Федерации 26 февраля начала работу международная конференция «От рождения до взрослости», посвященная широкому кругу вопросов, связанных с проблемами взросления, медицинского сопровождения и образования людей с особенностями развития.

Организатором форума выступила благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики», члены которой уже в течение 30 лет помогают семьям, воспитывающим детей с различными особенностями развития.

– Выяснилось, что можно помочь детям, которые считались безнадежными, с низким реабилитационным потенциалом. Мы верим, что помочь можно каждому. Для нас это очень важно, это главный смысл того, что мы делаем. Постепенно мы поняли, что круг задач невероятен: есть дети и их родители; мы занимаемся с дошкольниками и школьниками, подростками и взрослыми – самому взрослому участнику программы 63 года. Для нас важно, что человек может быть с нами столько, сколько ему нужно. Постепенно понимание того, кому и как мы можем помогать, расширялось, – рассказала директор центра Анна Битова.

На сегодняшний день более 100 специалистов ЦЛП помогают детям, нуждающимся в особом внимании: есть помощь на дому, индивидуальные и групповые занятия, досуговые программы и программы занятости, программы по профориентации и подготовке к сопровождаемому проживанию… Анна Битова отметила, что за 30 лет заметно изменилось отношение к проблеме особенных детей со стороны чиновников и государства в целом, выстроился диалог в части понимания того, что нужно детям, их родителям и профессионалам.

Очень важно понимать, зачем возникла лечебная педагогика, каковы ее ценностные основы, какими путями она движется сегодня, считает член Совета при Президенте РФ по правам человека, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Асмолов:

– Прежде всего она мыслится как ценностная, мировоззренческая система. Это самое главное. Второе – она мыслится как междисциплинарная наука. Третье – во главу угла лечебной педагогики поставлена практика, которая перемешивает разорванные явления и подходы, которая нацелена на выравнивание, коррекцию характера и личности.

Растет востребованность центров, подобных ЦЛП, отметила Жанна Глозман, научный руководитель Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии имени А.Р. Лурия, профессор.

– Помощь особому ребенку – это особая работа, которая требует эмоционального донорства, далеко не все могут это выдержать и обеспечить. Помощь такому ребенку – это процесс творческий, индивидуальный. Наконец, такую помощь может осуществлять только большой коллектив взаимодействующих, взаимопонимающих и сотрудничающих друг с другом людей, – сказала она.

Очень важно, чтобы общество принимало человека таким, какой он есть на самом деле, подчеркнул заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Андрей Царев. По его мнению, именно в этом заключается миссия ЦЛП.

– Мы все знаем Центр как команду профессионалов, ответственных за свое дело, как друзей, которые помогают не только детям с особыми потребностями, их родителям и педагогам, но и всем людям, всему нашему обществу обрести иное понимание человека вообще, помогая создавать такой образ человека, который вне зависимости от того, есть ли у него какие-то достоинства или недостатки, является личностью. Такое понимание достигается через конкретные практические дела, и вот уже в течение 30 лет Центр лечебной педагогики показывает нам, что это возможно, – считает он.

В течение двух дней на площадках Общественной палаты РФ будут проходить лекции, презентации, доклады, пресс-конференции, секционные обсуждения и мастер-классы. Специалисты в области педагогики, дефектологии, нейропсихологии, психологии, медицины и др. расскажут участникам конференции о наиболее удачном практическом применении методов работы с особыми детьми, поделятся опытом и новыми знаниями.

Эксперты поделятся способами решения проблем, связанных с взрослением детей с особенностями развития, оказанием им ранней помощи, комплексного и медицинского сопровождения, психологической помощи, образованием и образовательными практиками и т.д.