26.03.2019

Национальная безопасность: в приоритете – патриотическое воспитание

В Общественной палате Российской Федерации состоялся VI форум «Национальная безопасность России» на тему «Современные угрозы и приоритеты обеспечения национальной безопасности Российской̆ Федерации».

Согласно результатам исследования Центра мониторинга общественного мнения (ЦМОМ), участие в котором приняло свыше 1600 человек из более чем 50 регионов страны, тревогу за личную безопасность и безопасность своих близких испытывает более 56,5% граждан РФ, 14% испытывают легкие опасения и менее 4%  – опасения серьезные. При этом 72% респондентов считают, что за последние годы уровень национальной безопасности изменился в лучшую сторону. Такие данные привел председатель Общероссийского движения «За реальные дела!», председатель Экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными ведомствами Антон Цветков.

– По мнению опрошенных, на уровень национальной безопасности влияют такие факторы, как успешная работа спецслужб по пресечению терактов, усиление влияния России на международной арене, успех Вооруженных сил РФ в Сирии, перевооружение и модернизация вооруженных сил, возвращение Крыма и Севастополя в состав России. Среди основных угроз безопасности респонденты называют политику США и стран НАТО в отношении России, распространение наркотиков и наркотизацию населения, качество экологии и продуктов питания, международный терроризм и коррупцию в органах государственной власти. Исследование также показало, что наибольшим уважением и доверием граждан пользуется работа таких ведомств, как Минобороны России, Федеральная служба безопасности России и Генпрокуратура России, – поделился модератор мероприятия.

Участники форума рассмотрели и другие актуальные для силовых ведомств проблемы, угрожающие конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности государства. Это террористические угрозы, борьба с криминалом, пожарная безопасность, деятельность пенитенциарной системы. Кроме того, были затронуты такие вопросы, как борьба с коррупцией, защита прав и свобод личности в условиях цифровизации, употребление психоактивных веществ среди детей и молодежи и др.

Тему патриотического воспитания молодежи как важнейшей составляющей национальной безопасности затронул член Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, заместитель председателя правления Красноярской краевой общественной организации «Ассоциация сотрудников и ветеранов органов внутренних дел – участников локальных войн и военных конфликтов» Валерий Васильев. По его мнению, задача по патриотическому воспитанию молодежи как одна из базовых ценностей должна входить в Стратегию национальной безопасности РФ.

– Из более чем 30 федеральных документов, имеющих отношение к патриотическому воспитанию, только в трех идет речь о военно-патриотическом воспитании, – отметил общественник.

Он добавил, что в ряде регионов на патриотическое воспитание порой выделяются значительные суммы, но при мониторинге выясняется, что они зачастую идут не на обозначенные цели.

– При этом надо иметь в виду: из иностранных источников в российские институты гражданского общества и систему образования было направлено 80 миллиардов рублей, – сказал Васильев.

Валерий Васильев считает целесообразным вовлекать в деятельность по патриотическому воспитанию ветеранов боевых действий. Коллегу поддержал заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, президент правления союза частных предприятий в сфере безопасности «Содружество миротворец» Михаил Аничкин. Он обратил внимание на то, что воспитывать новое поколение должны высококвалифицированные и высокооплачиваемые специалисты, которыми, безусловно, должны стать бывшие сотрудники силовых ведомств. Кроме того, именно эти люди могут помогать государству стоять на страже национальной безопасности.

– Необходимо взаимодействие негосударственной системы безопасности и государственной системы безопасности. В стране порядка восьми силовых ведомств, из которых ежегодно увольняются молодые люди, у которых заканчивается контракт, по выслуге лет, по состоянию здоровья. Многие из них в состоянии работать в любых направлениях, и это достаточно квалифицированные люди. Трудоустраиваются не более 20 процентов. А 40 процентов, решив «годик отдохнуть», становятся никому не нужными, забытыми, а дальше они выходят на улицу и увеличивают социальную напряженность общества. Я считаю, что ведомства должны четко знать, кто увольняется, работать с этими людьми, переобучать их, брать заявки от негосударственной сферы безопасности, той же «Деловой России», от бизнеса. Это трудная и кропотливая работа, но она очень важна, – сказал Михаил Аничкин.

– Ветераны должны работать, а не говорить, как их обидело государство, – добавил он. – У нас практически сформировалась негосударственная система безопасности. Это 3,5 миллиона человек, которые трудятся в частных охранных предприятиях, это детективы, это информационно-аналитические агентства, IT-агентства, предприятия, выпускающие специализированную технику и т.д. Все эти люди на 80 процентов прошли спецподготовку и обучение и могут представлять силы и средства для наших правоохранительных органов, органов государственной безопасности в плане выявления и пресечения преступлений против государства.

По мнению первого заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артема Кирьянова, подход к национальной безопасности за последние 20–25 лет в России сильно изменился:

– Изменилась и сама природа угроз национальной безопасности, в том числе внешних угроз. И мы видим, что сейчас мы находимся в сложной ситуации.

Артем Кирьянов, кроме того, дополнил:

– Если говорить про позицию Общественной палаты, общественных организаций, то наша роль – это работа по линии народной дипломатии. Если мы не можем доказать что-то нашим партнерам по официальным каналам, то необходимо работать по менее официальным или совсем не относящимся к государству каналам. Например, ОП РФ входит в состав МАЭСССИ (Международная ассоциация экономических и социальных советов и схожих институтов). Я считаю, что одно только наше присутствие на ее мероприятиях и наше членство в ассоциации уже дает серьезную площадку для общения с целым спектром организаций, это инструмент влияния на государственную политику стран практически на всех континентах.

Он подчеркнул, что вопрос не в том, чтобы наметить главного противника и выстраивать под это матрицу противодействия.

– Вопрос, как я думаю, в том, чтобы в проактивном режиме добиваться наиболее благоприятной обстановки, преодоления внешних и внутренних угроз национальной безопасности, – заключил Кирьянов.