26.04.2019

«Каждый год читающих людей становится все меньше и меньше»

На площадке Общественной палаты РФ обсудили вопросы чтения и повышения грамотности населения, поделились опытом работы друг с другом и рассмотрели планы на будущее в этом направлении. Дискуссия состоялась в рамках круглого стола «Роль чтения и грамотности для воспитания успешной личности в свете задач, поставленных в национальных проектах в области образования и культуры».

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки Людмила Дудова в своем выступлении отметила, что повышение функциональной грамотности в области чтения книг способствует увеличению перспектив профессиональной реализации подрастающего поколения.

«Считаю, что Русская ассоциация чтения – одна из самых активных общественных организаций, и ОП РФ именно то место, где нужно говорить о таких важных и актуальных вопросах, как чтение. Все предложения и рекомендации, которые будут высказаны и приняты в ходе сегодняшнего заседания, будут переданы в органы исполнительной власти. Итоговая резолюция станет основой для принятия решений для повышения уровня функциональной грамотности в области чтения», – прокомментировала член ОП РФ.

Общественница также напомнила:

«Функциональная грамотность в области естественно-научных и физико-математических дисциплин достигается только тогда, когда человек много читает. По международным классификациям, последние несколько лет Россия занимает лишь 35–40 места. Национальные проекты в области образования ставят перед нами амбициозную задачу – войти в топ-10 стран по качеству общего образования».

Людмила Дудова отметила, что на сегодняшний день в этом направлении государством предпринимаются определенные шаги: в частности, разработана и проходит общественное обсуждение методология реализации международных измерений, касающихся читательской грамотности. Было выбрано 14 пилотных регионов, которые пройдут оценку качества подготовки по системе PISA (Programme for International Student Assessment – мониторинг оценки качества образования в школе). С сентября они пройдут апробацию по этой программе, поэтому данное обсуждение особенно актуально.

«О системе PISА знают не все педагоги, как и то, как соотнести международную систему с нашими требованиями стандартов обучения, зафиксированными сегодня в образовательных учреждениях. Опыт ассоциации огромен, но нам надо, чтобы он стал достоянием всех педагогов, работающих в системе общего образования. Необходимо четко понимать, насколько готово профессиональное сообщество к таким измерениям», – считает общественница.

Президент межрегиональной общественной организации «Русская ассоциация чтения» Наталья Сметанникова рассказала о ситуации в области чтения среди детей.

«У нас по-прежнему высокий уровень социально-ведомственных ожиданий – идеал молодого специалиста, достигшего профессиональной компетенции, благодаря образованию и самостоятельному чтению, сохранен еще со времен СССР. Мы ежегодно фиксируем падение уровня чтения, каждый год все меньше и меньше читающих людей. Задачи нашего круглого стола – увеличение ресурсов мотивации к чтению, сокращение чтения с экранов и переход чтения из школы в вуз», – сообщила Наталья Сметанникова.

Среди основных аспектов, способствующих вовлечению в чтение и увеличению читательской аудитории, решающую роль играет наличие домашней библиотеки. Если дома нет ста книг, к которым школьник имеет постоянный доступ, семья считается нечитающей. По мнению Натальи Сметанниковой, по этому параметру Россия сильно отстает.

Другим моментом, влияющим на улучшение ситуации в сфере чтения, является организация свободного чтения в учебном заведении, большой выбор материалов для чтения и роль районной библиотеки. Эксперты отмечают, что необходимо поощрять успех читающих детей.

«Одним из наиболее важных ресурсов для развития читающего поколения являются читающие родители. При опросе ста человек выявилось, что 68 процентов имеют высшее образование, среди них есть активные читатели в настоящем, активные читатели в прошлом и не читающие вообще, последних – 33 процента. Опасения вызывают родившиеся в 1990-х годах родители, которые сейчас отдают своих детей в школу, – это второе поколение совсем не читающих людей», – рассказала глава Русской ассоциации чтения.

Другой важный ресурс – это читающий учитель-предметник. Чтобы не было слабочитающих детей в школе, необходимо активное участие педагога. Эксперты отмечают, что среди слабочитающих детей преобладают мальчики.

«Мы в ассоциации составили интересную статистику, что среди детей, которые самостоятельно выбирают книгу для чтения с семи лет, 38 процентов выбирают гуманитарные и технические специальности. Среди тех, кто начинает читать с 10 лет, преобладает выбор технического, юридического либо военного образования. Дети, которые начали самостоятельно читать с 15 лет, – будущие военнослужащие», – отметила Наталья Сметанникова.