27.05.2019

В РЖД рассмотрят идею запуска дополнительных детских поездов по популярным направлениям

Доступность железнодорожного транспорта для детских групп стала темой круглого стола, состоявшегося в Общественной палате Российской Федерации.

«Общественная палата РФ уделяет особое внимание развитию детского туризма в России. Пять лет назад мы предложили ввести круглогодичную скидку на ж/д билеты для школьников, и эта инициатива была принята Правительством РФ, и “РЖД” пошли навстречу. В результате уже три года все школьники путешествуют по железной дороге в плацкартных вагонах за половину стоимости билета. Однако дети, которые учатся в колледжах, пользуются этой льготой только летом. Надо рассмотреть вопрос о введении для них такой скидки на постоянной основе», – предложила модератор мероприятия председатель Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина.

По ее словам, вызывает опасения тот факт, что все больше организаторов детских путешествий, особенно начинающих, стараются избежать оформления групповой перевозки и предпочитают разбивать свою группу на небольшие команды, покупая на каждую билеты в обычных кассах.

«Почему так происходит? Ведь перевозчик должен быть заинтересован, чтобы перевозить больше пассажиров – следовательно, должен идти навстречу организаторам групповой перевозки, упрощать им оформление билетов», – сказала Сутормина.

«Дефицит подвижного состава, а также повышение стоимости перевозки детских групп накладывает определенные ограничения на развитие туризма. На доступность ж/д транспорта для детских групп сильно влияют и избыточные требования по документам при оформлении групповых билетов», – пояснила она, отметив, что упрощение этой процедуры резко повысит доступность групповой перевозки.

«К сожалению, нынешняя зарегулированность рынка детского туризма приводит к тому, что организаторы детских путешествий, соблюдающие все нормы и правила, оказываются в менее выигрышном положении: у них стоимость турпродукта оказывается выше, да еще есть немалый риск наложения на них штрафов за любые нарушения многочисленных нормативных документов. А те организаторы поездок, которые игнорируют правила и оформляют своих клиентов как индивидуальных туристов, имеют меньшую себестоимость тура и, по сути, не несут никакой ответственности. При этом страдает безопасность детей», – сказала она.

Член Координационного совета по развитию туризма в Российской Федерации (соруководитель рабочей группы по детскому туризму) Сергей Минделевич отметил, что ОП РФ из года в год пишет одни и те же рекомендации в «РЖД» и ФПК (Федеральная пассажирская компания), которые до сих пор не учтены.

«Например, принять меры по увеличению в летний период числа плацкартных вагонов в поездах для проезда групп детей по популярным туристским направлениям», – сказал Минделевич. Он привел в пример еще две рекомендации, которые никак не могут быть услышаны: об упрощении процедуры подачи документов для организованных групп детей, а также об уменьшении платы за заказ и бронирование билетов для детских групп и введении единой платы за бронь вне зависимости от количества билетов (сейчас за каждое забронированное место берется отдельный сбор).

Начальник Департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» ОАО «РЖД» Павел Бурцев предложил:

«Возможно, с учетом того что есть большие проблемы с бронированием билетов и наличием мест, имеет смысл запустить дополнительные детские поезда, прямо в постоянном графике, и уже совместно работать над их заполняемостью. Давайте поработаем в этом направлении – я думаю, здесь у нас с вами есть большие резервы, но нужно найти методику работы, потому что многое здесь завязано на внешние факторы».

В части бронирования билетов большие надежды возлагаются на цифровизацию этих процессов, сказал Бурцев.

«О том, как нужно поступать, если возникают какие-то форс-мажорные обстоятельства: нужно обращаться к нам на горячую линию +7 (800) 775-00-00 – там однозначно либо дадут ответ, либо состыкуют с тем подразделением, которое есть на месте. Мы тоже сразу получим информацию о том, что что-то не так, и будем реагировать», – сообщил он.

Завершая круглый стол, Елена Сутормина отметила, что по итогам слушаний ОП РФ выработает стратегические и тактические рекомендации по развитию перевозок детей по железной дороге.

«По итогам мероприятия мы подготовим рекомендации, которые будут направлены во все органы власти, включая Совет Федерации и Министерство транспорта РФ», – сообщила Сутормина.