11.03.2020

Лидия Михеева: «Общественная палата России стала точкой сбора народных поправок к Конституции»

10 марта в Общественной палате прошло внеочередное пленарное заседание с участием членов ОП РФ, членов президиума Совета общественных палат России, представителей органов власти, а также членов общественных советов федеральных органов исполнительной власти.

Основной темой обсуждения стала подготовленная ко второму чтению в Госдуме редакция законопроекта о поправке к Конституции РФ № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».

«Мы находимся в самой гуще исторических событий. Мы с вами становимся частью этой истории, не просто наблюдая за процессом, но и активно участвуя в нем, – заявила Секретарь ОП РФ Лидия Михеева, открывая заседание. – Общественная палата со всей ответственностью отнеслась к корректировке Конституции РФ, с первых дней подключившись и организовав масштабное общественное обсуждение этой инициативы».

Она напомнила, что большинство заседаний рабочей группы по обсуждению поправок в Конституцию прошли в здании Общественной палаты: это позволило ОП РФ и ОП регионов максимально тесно поработать с законодателем, передать свои предложения, обсудить их и увидеть результат.

«Общественная палата России стала точкой сбора народных поправок, к нам на электронный адрес поступило более полутора тысяч различных замечаний и предложений от граждан и организаций. Весь массив пожеланий был обработан, и рабочая группа, созданная Президентом, многое из этого учла. Часть народных поправок останется в качестве материала для последующей доработки, для того чтобы эти пожелания, чаяния гражданского общества реализовать в других федеральных законах и подзаконных актах», – сказала глава ОП РФ.

Лидия Михеева подчеркнула, что текст проекта закона ко второму чтению был во многом дополнен именно теми предложениями, которые были рекомендованы Общественной палатой РФ.

«Среди них – запрет на отчуждение территории РФ, закрепление понятия федеральных территорий, новые правила формирования федеральных органов власти, обеспечивающих стабильность власти, упоминание в Конституции о недопустимости умаления значения подвига народа при защите Отчества и, конечно, масштабный блок социальных поправок», – перечислила она.

Отмечая историческую значимость этого законопроекта, Лидия Михеева подчеркнула, что его положения внесут значительный вклад в совершенствование конституционных механизмов, в обеспечение конституционных ценностей и будут положительно влиять на процессы функционирования Российской Федерации как социального государства.

Первый заместитель Секретаря ОП РФ Герой России Вячеслав Бочаров отметил, что в работу над поправками Конституции так или иначе включились все слои общества:

«Многие, если не все активные граждане нашей страны, включились в эти процессы. Я думаю, что это ответ на те вызовы, в условиях которых мы живем. Эта Конституция не для власти. Эта Конституция для нас, для наших детей и внуков».

Заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Лео Бокерия высказался по поводу семейных ценностей, зафиксированных в проекте закона:

«Я думаю, что очень многие подходят к этому документу точно так же: каково будущее моей семьи? Так вот, мы отдаем приоритет семейному воспитанию, это совершенно очевидно. В законопроекте о поправке к Конституции прописана поддержка традиционных семейных ценностей, и об этом очень четко и очень понятно высказался Президент на заседании рабочей группы. Будет оказываться всяческая поддержка семьям, молодежи, которая собирается создавать семьи. Хотел бы подчеркнуть, что государство берет на себя роль родителей в случае, если ребенок остался без попечителей, – именно родителей».

С формулировкой о том, что государство становится родителем для детей, оставшихся без попечения, не согласилась заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Елена Альшанская:

«Я бы очень попросила, чтобы в наш проект резолюции внесли, чтобы фразу поменяли – как поменяли слова о том, что дети являются не “достоянием” страны, а ее приоритетом. Потому что государство, конечно, не может быть родителем, оно не может брать функции живых людей, быть ничьими супругами, бабушками, родителями. Тут можно удариться в дискуссии, насколько это юридически исполнимо, накладывает ли это ответственность на государство за неисполнение родительских обязанностей».

Заместитель Секретаря ОП РФ Сергей Орджоникидзе отметил важность поправок 67-й статьи Конституции РФ, в которой говорится о сохранении суверенитета страны. Он говорил о второй части этой статьи, дополненной словами о недопустимости любых действий, направленных на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывов к таким действиям.

Поправки, касающиеся суверенитета Российской Федерации, нашли одобрение у большинства граждан страны, в том числе среди студенческой молодежи, заявила Елена Цунаева, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, ссылаясь на итоги встреч с гражданами в разных регионах.

«Также одобрительно встречены поправки, связанные с темой двойного гражданства и имущества высокопоставленных чиновников. Предложения были самые разные, некоторые достаточно жесткие», – рассказала она.

Елена Цунаева также отметила особую миссию, которая лежит на членах рабочей группы, членах общественных палат, – это работа с гражданами, которым необходимо разъяснять сложные, непонятные для них моменты в поправках. Особое внимание, считает она, надо обратить на молодое поколение, знакомить его с Конституцией РФ:

«Появляющиеся в информационном пространстве глупости и фейки возможны только потому, что этому уделяется недостаточно внимания».

По словам члена Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергея Бурлакова, страна разделилась на два лагеря: одни говорят, что нужны поправки, другие – нет:

«Я спрашиваю, почему они не нужны? Люди отвечают: оставьте так, как есть, лишь бы хуже не было».

«Моя поправка почему-то не прошла. Она заключалась в ограничении возможности повышения пенсионного возраста для граждан страны. Процентов 80 пришло бы в день голосования только из-за этой поправки. Давайте мы поднимем качество и уровень жизни наших граждан, и только после этого будем задумываться о пенсионной реформе. Время еще есть, нужно, чтобы эта поправка была учтена», – убеждает он.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова отметила, что в поправках усилены позиции русского языка как государственного языка Российской Федерации.

«Кроме того, последовательно закрепляется гарантия права на сохранение как русского языка, так и многочисленных языков народов России: государственная политика рассматривает усилия по поддержке и сохранению всего языкового разнообразия нашей страны», – добавила она.

Людмила Дудова также отметила, что в проекте закона учтены поправки, которые акцентируют внимание на воспитательном аспекте в образовательной деятельности:

«В частности, она должна базироваться на глубоком уважении к исторической памяти народа. Закрепление этих позиций заставляет нас еще раз обратить внимание на преподавание предметов исторического и обществоведческого цикла».

Об идее закрепить основы молодежной политики в Конституции РФ высказалась председатель Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий, член рабочей группы по внесению поправок в Конституцию РФ Юлия Оглоблина.

«Когда мы встречались с лидерами молодежных организаций и на площадке ОП РФ, и в поездках по регионам, мы говорили о том, что на протяжении десятилетий не принимается федеральный закон о молодежной политике. В регионах есть свои базовые законы об этом и тысячи нормативных актов, в которых упоминается молодежь или молодежная политика. Мы рады, что рабочая группа поддержала эту поправку – мы увидели это в тексте законопроекта. Я уверена, что теперь следующим этапом после голосования 22 апреля будет разработка самого законопроекта о молодежной политике и принятие его. Это позволит скоординировать и выстроить молодежную политику для выявления потенциала молодежи, для ее поддержки – начиная со школьного возраста до профессионального становления», – надеется она.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок говорила о социальных гарантиях, которые должно предоставлять государство.

«75-я статья Конституции – одна из ключевых статей, которая определяет, что значит социальное государство, какие параметры в нем есть и какие составляющие гарантируют право на труд и достойную заработную плату, право на то, чтобы пенсии и социальные пособия соответствовали прожиточному минимуму, тем суммам, на которые можно воспитывать детей, создавать семьи, с уверенностью смотреть в будущее, в том числе активно проживать старость», – считает она.

Наталья Починок также заверила, что Общественная палата обеспечит контроль за тем, как эти изменения будут претворяться на практике.

Лидия Михеева напомнила, что в проекте закона есть особая задача, которую законодатель ставит перед Общественной палатой России и региональными общественными палатами, – это организация общественного наблюдения за проведением общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию. В эту задачу также входит подготовка общественных наблюдателей и наблюдение за подсчетом итогов голосования.

Проект кодекса этики общественного наблюдателя, которым будут руководствоваться общественные наблюдатели за голосованием по поправкам к Конституции РФ, представил первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Максим Григорьев.

«Общественное наблюдение носит гласный и открытый характер, основывается на объективной и проверенной информации, подтвержденных факторах и обстоятельствах. Общественные наблюдатели отказываются от использования недостоверной, непроверенной информации; осознавая высокую общественную значимость выполняемых функций, своими действиями, высказываниями, заявлениями они поддерживают авторитет Общественной палаты РФ и палат субъектов РФ», – пояснил он.

Кроме того, Максим Григорьев рассказал, что в рамках подготовки процедуры общественного наблюдения уже подготовлены информационно-методические рекомендации, в том числе дорожная карта для региональных общественных палат, которая предусматривает, что с 11 по 19 марта в регионах пройдет процедура отбора общественных объединений и НКО – потенциальных партнеров по организации общественного наблюдения, а уже 20 марта состоится подписание соглашения с ними.

Очень важно, подчеркнул общественник, чтобы у любого гражданина при необходимости была возможность выйти на общественного наблюдателя, поэтому перед ОП РФ и общественными палатами субъектов Федерации стоит задача стопроцентного распределения наблюдателей на все избирательные участки страны.