24.03.2020

Социальный контракт как инструмент борьбы с бедностью

В Общественной палате РФ в ходе круглого стола «Социальный контракт как эффективный механизм борьбы с бедностью» представили первые результаты социологического исследования «Социальной контракт: плюсы и минусы».

«Сегодня социальный контракт является тем инструментом, который должен стать стимулом для выхода людей из трудной жизненной ситуации», – заявила председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов, ректор РГСУ Наталья Починок, открывая круглый стол.

Эксперимент по внедрению социального контракта длится уже год. Наталья Починок пояснила, что суть этого механизма – в заключении соглашения между государством и гражданами, в разработке совместного плана, индивидуальной траектории действий. По этому соглашению орган социальной защиты населения (по месту жительства) обязуется оказать государственную социальную помощь, а получатели помощи берут на себя обязательства по выполнению мероприятий программы социальной адаптации, предусмотренной контрактом.

«Через социальный контракт государство поддерживает более сильных и более мотивированных на выход из бедности, – сказала проректор НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. – Таким образом, социальный контракт поможет активизировать потенциал малообеспеченных людей».

Цель контракта – помочь малоимущим гражданам выйти на более высокий уровень жизни за счет постоянных самостоятельных источников дохода: «Новая технология оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта, в отличие от действующего порядка оказания этой помощи, предусматривает активные действия гражданина в целях преодоления трудной жизненной ситуации».

При этом, как поясняет Лилия Овчарова, эта технология не сработает без широкого участия муниципального уровня:

«Реализация программы “Социальный контракт” невозможна без активной работы на муниципальном уровне. В странах, где cоциальный контракт хорошо работает, результаты реализации данной программы учитываются при оценке руководителей муниципалитетов».

Проректор назвала основные принципы социального контракта, среди которых добровольность участия, обязательность исполнения условий контракта, индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации и целевой характер оказания помощи.

На круглом столе подробно рассмотрели вопросы участия в эксперименте и отношения к нему граждан. Наталья Починок презентовала первые результаты опроса населения по теме «Социальной контракт: плюсы и минусы».

Напомним, в марте 2020 года Общественная палата и Российский государственный социальный университет провели социологическое исследование об отношении населения России к социальному контракту как форме взаимодействия государства и малообеспеченных семей. На данный момент в опросе приняли участие 865 человек из 43 регионов страны.

Респонденты в большинстве своем осведомлены о таком формате взаимодействия государства и малоимущих семей как социальный контракт. Лишь небольшая часть (шесть процентов) из них ничего об этом не знает или (восемь процентов) что-то слышали, но не могут точно сказать, что именно. Остальные либо очень хорошо (58 процентов), либо в общих чертах (29 процентов) знают о том, что такое социальный контракт. При этом более чем у половины респондентов (52 процента) величина дохода ниже величины прожиточного минимума, что является основанием для заключения социального контракта. Среди малообеспеченных семей доля очень хорошо осведомленных о социальном контакте выше, чем среди семей, чей доход выше прожиточного минимума (59 против 32 процентов).

При относительно неплохой информированности о социальном контракте представления респондентов носят в основном теоретический характер. Менее четверти из них имеет действующий социальный контракт (24 процента), а примерно десятая часть (13 процентов) получала помощь по социальному контракту ранее.

Некоторые респонденты указали, что органы социальной защиты предлагали их семье заключить социальный контракт. Однако респонденты отвергли это предложение.

Первая, наиболее популярная причина отказа от заключения контракта – убеждение, что государство должно оказывать социальную помощь нуждающимся людям без обязательств с их стороны. Это мнение разделяет треть опрошенных (33 процента) из числа тех, кто отказался заключать социальный контракт. Значительно популярнее мнение о том, что государство должно стимулировать у получателей социальной помощи стремление к самостоятельному выходу из трудной жизненной ситуации (86 процентов). Еще одной распространенной причиной отказа от заключения социального контракта является сбор слишком большого количества документов (29 процентов).

«Государство, выделяя деньги по социальному контракту, выдвигает встречные условия, и малоимущие семьи обязаны выполнить их. Но не все семьи, заключившие контракт, знают об этом. Около 14 процентов респондентов знают, что их контрактом предусмотрена ответственность за неисполнение контрактных условий, но какая именно ответственность, им неизвестно», – рассказала Наталья Починок.

Респонденты высказали свое мнение о недостатках социального контракта как формата взаимодействия малоимущих семей и государства. Основные проблемы:

– выделяемые государством суммы незначительны. Семьям этих денег не хватает на исполнение обязательств по контракту. Такую точку зрения разделяют 29 процентов опрошенных;

– ограниченный перечень проблем, для решения которых предлагается заключить контракт (24 процента);

– мало информации о том, кто может заключить социальный контакт. Люди об этом не знают (22 процента).

Остальные проблемы имеют менее острый характер:

– у контракта короткий срок действия, в связи с этим сложно выполнить его условия (пять процентов);

– положения контракта непонятны и запутанны. В них сложно разобраться без посторонней помощи (три процента);

– в органах соцзащиты необоснованно отказывают в заключении социального контракта (два процента).

Часть (15 процентов) респондентов в качестве недостатка социального контракта указали то, что выделенные деньги нельзя использовать по своему усмотрению. Их необходимо их тратить только на то, что указано в контакте.

«Для привлечения малоимущих семей к заключению социальных контрактов необходимо увеличивать суммы денежных выплат, расширять цели выделения денег и шире информировать население о возможностях социального контракта», – сделала вывод глава комиссии.

Результаты опроса показали, что социальное предпринимательство для большинства семей не является целью, для достижения которой семьи готовы заключать социальный контракт: примерно пятая часть (19 процентов) не хочет заниматься именно социальным предпринимательством, а примерно две трети (63 процента) вообще не думают о предпринимательстве.

Подводя итоги мероприятия, Наталья Починок отметила, что опрос будет проводиться и дальше, призвав граждан страны участвовать в нем и делиться своим мнением по этим вопросам.

«Мы будем продолжать развивать обратную связь с нашими гражданами относительно социального контракта, потому что это является важным инструментом и механизмом по преодолению бедности», – заключила Наталья Починок.