28.05.2021

Нацпроект «Культура»: сформировать образ будущего гражданина страны

В Общественной палате РФ 26 мая прошло очередное заседание Координационного совета по национальным проектам и народосбережению при Общественной палате РФ, на котором были представлены доклады о реализации национального проекта «Культура», в структуру которого входят три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура», – и внесены предложения по его совершенствованию.

Председатель координационного совета, заместитель Секретаря ОП РФ Александр Галушка напомнил, что анализом реализации национального проекта «Культура» завершается большой цикл работы, проведенной координационным советом. После рассмотрения нацпроектов по науке, здравоохранению, образованию, малому и среднему бизнесу, производительности труда и других уже напрашиваются общие выводы, подчеркнул модератор мероприятия.

«Для нас отправной точкой являются стратегические ориентиры, которые задал Президент, прежде всего определив народосбережение высшим национальным приоритетом. Именно сбережению нашего народа должны быть подчинены наши планы во всех сферах, и, конечно, нам необходимо объединение государства и общества», – пояснил Александр Галушка.

Он напомнил, что Президентом даны прямые поручения ОП РФ подключиться к текущему мониторингу и корректировке национальных проектов и обеспечить поддержку гражданских инициатив, направленных на повышение качества жизни граждан – сфера культуры напрямую к этому относится.

Координационный совет утвердил практический технологический инструмент оценки национальных проектов с позиции высшего национального приоритета – им стал индекс народосбережения, состоящий из трех пунктов. Это количество населения, качество человеческого потенциала и качество жизни, рассказал Александр Галушка.

«Очень существенный блок здесь – культура и ценности, которые относятся к качеству человеческого потенциала. Это статистические показатели, которые характеризуют уровень культуры людей, мировоззрение, ценности, поведенческие установки, связанные с уменьшением количества разводов, абортов и социальной девиации, с вовлечением людей в культурную деятельность», – сказал он.

Основной задачей нацпроекта «Культура» является расширение доступности культурных благ и возможностей для граждан, проживающих не только в крупных городах, но и в отдаленных населенных пунктах, в том числе в сельской местности, подчеркнула Ирина Великанова, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и духовного наследия.

Она рассказала, что в 2020 году за счет средств нацпроекта была комплексно переоснащена 301 детская школа искусств, включая 28 сельских. Они получили новые музыкальные инструменты, оборудование и учебные материалы. Благодаря программе «Творческие люди» были реализованы 262 творческих проекта некоммерческих организаций, 50 культурно-просветительских программ для духовно-нравственного развития и патриотического воспитания 161 тысячи школьников. Настоящий прорыв произошел в рамках проекта «Цифровая культура», отметила Ирина Великанова: в 44 регионах было открыто 80 виртуальных концертных залов, благодаря чему более восьми миллионов человек смогли получить бесплатный доступ к концертам, посещаемость цифровых ресурсов увеличилась с 32 до 64 миллионов человек, было оцифровано 16 тысяч книжных памятников.

«К 2024 году нацпроект “Культура” должен позволить создать условия доступа к услугам культуры для более чем 70 миллионов человек», – сообщила она.

В то же время, по мнению Ирины Великановой, нацпроект «Культура» направлен на решение локальных проблем, не оказывая решающего воздействия на решение системных проблем в сфере культуры. Прежде всего речь идет о материально-техническом состоянии учреждений культуры в регионах. По данным Росстата за 2019 год, в удовлетворительном состоянии в Российской Федерации находились только 40 процентов театров, 38 процентов региональных музеев, 20 процентов учреждений культурно-досугового типа, 16 процентов детских школ искусств, пять процентов библиотек. 17 процентов библиотек не имели доступа в интернет, 16 процентов музеев и два процента театров не имели собственных сайтов.

«И это когда мы говорим о равном доступе и цифровой среде! Это огромное количество, и за каждой цифрой – дети. Согласно паспорту нацпроекта, к концу 2024 года 90 процентов учреждений культуры должны находиться в удовлетворительном состоянии. Есть большие сомнения, что при нынешних темпах мы сможем выполнить эту задачу. Прежде всего это связано с сохраняющейся тенденцией хронического недофинансирования культуры и финансирования ее по остаточному принципу», – подчеркнула Ирина Великанова.

Особое внимание она обратила на то, что в настоящее время фактически не работает нормативный метод финансирования государственных муниципальных услуг, предусмотренный соответствующим приказом Минкультуры России.

«Рядом субъектов РФ и деятелями культуры предлагается внесение изменений в нормативно-правовые акты с целью обеспечения бюджетного финансирования учреждений культуры в части расходов, связанных с основной детальностью в размере 20–40 процентов к фонду оплаты труда. Необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, в закон об НКО, в законодательство в части статуса бюджетных и автономных организаций. Также предлагается защитить расходы на заработную плату, оплату коммунальных услуг и безопасность», – сказала спикер.

Ирина Великанова оговорилась, что эту позицию не поддерживает Минфин России, который считает, что бюджетные учреждения культуры должны отчасти переходить на рыночные отношения, развивать конкурентную среду с привлечением негосударственных организаций. Но, помимо решения задачи по привлечению дополнительных финансовых ресурсов, бюджетные учреждения культуры выполняют еще и главную задачу – сохранение национального наследия, напомнила она.

При корректировке нацпроекта «Культура» она предложила включить в него такие показатели, как доля фильмов российского производства в прокате, объем продажи книг на душу населения, уровень удовлетворенности граждан РФ качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры и т. д.

На поддержку 41 тысячи библиотек, 42 тысяч учреждений культурно-досугового типа, более пяти тысяч детских школ искусств, почти трех тысяч музеев, 670 театров и других учреждений культуры из консолидированного бюджета в 2020 году было израсходовано более 610 миллиардов рублей, что составляет 0,6 процента ВВП. Такие цифры озвучил аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин.

«По нашим оценкам, необходимо в три раза больше», – заявил он.

Половина всех выделяемых федеральных средств приходится на межбюджетные трансферты, т. е. на поддержку бюджетов субъектов РФ. На эти деньги удается решить только отдельные, локальные вопросы, сообщил он.

«Возникает вопрос: насколько оперативно те ресурсы, которые выделяются на культуру, в том числе и в нацпроекте, влияют на выполнение поставленных Президентом задач», – сказал Сергей Штогрин. Он пояснил, что при нынешних темпах на модернизацию всех действующих школ искусств потребуется 40 лет. И это без учета строительства новых зданий. При этом показатель посещаемости таких школ не только не достиг запланированных 12 процентов, но даже упал. А, например, для удовлетворения всех потребностей регионов в передвижных автоклубах (за два года действия нацпроекта поставлено 203) потребуется 14 лет. Основная же масса библиотек и домов культуры, по словам эксперта, вообще не может участвовать в нацпроекте: по условиям, прежде чем получить деньги на оборудование помещений, требуется отремонтировать здания, что не всегда выполнимо.

Еще одна серьезная проблема – оплата труда сотрудников учреждений культуры. В 2012 году был издан указ Президента, что их зарплата должна составлять 100 процентов от средней по региону. Этот показатель не достигнут, и Минкультуры России следует обратить внимание на этот вопрос и отрегулировать его с регионами и муниципалитетами.

Также Сергей Штогрин обратил внимание, что из национального проекта «Культура» исключили показатель удовлетворенности населения качеством услуг в сфере культуры, оставив только цифровые показатели. По его мнению, недостаток финансирования и отсутствие качественных показателей – основные проблемы, мешающие достижению поставленных задач.

Духовно-нравственные ценности должны стоять во главе угла нацпроекта «Культура», отметил первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло, а оценивать нацпроект надо по тому, насколько в результате финансирования и других усилий увеличились духовно-нравственные ценности молодежи.

«Задача и цель культуры – взращивание человека, а не количество отремонтированных театров и библиотек. Какая разница, сколько их отремонтировано, если у нас 90 процентов молодежи смотрит и увлекается явлениями, которые разрушают их психику, а в конечном итоге общество и государство», – пояснил он.

Философ и общественный деятель Александр Дугин предложил утвердить качественный анализ и экспертизу в реализации национальных проектов – сделать это методологическим элементом работы ОП РФ.

Он полагает, что в воспитании гармоничной личности можно выделить пять ключевых сегментов. Это классическая, греко-римская культура; греко-славянский культурный код, русская старина; русская культура золотого и Серебряного века; советская культура; наконец, пятая часть культурного кода – постмодернизм, открытость всему миру.

«Тогда на четыре пятых мы будем россиянами и на одну пятую – открыты всему миру. Замечательная пропорция», – отмечает философ.

Количественный подход не соответствует тому, что способно эффективно формировать ментальные коды, информационное поле, сказал член Комитета Государственной думы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Николай Земцов.

«Мы говорим о домах культуры, но, если мы потом замерим как воздействовал этот дом культуры на живущих в этом поселке, мы вдруг увидим показатель 0,1, а пять миллиардов будет отдано “Тик-Току”. Тогда возникает вопрос: а не присмотреться ли к инструментарию? Возникает критерий создания годных инструментов и заказа государства на них», – отметил спикер.

Народный артист РФ Дмитрий Певцов сказал, что без государственной идеологии, которая будет регулировать все, что касается воспитания, образования и культуры, не обойтись.

«Должна быть идеология, которая будет продвигать традиционные российские ценности. Без нее невозможно воспитать детей и построить культуру. С начала 1990-х годов, когда была разрушена советская идеология, нас завоевывают мягкой силой, потому что, если у страны нет своей идеологии, ее будут вводить соседи. Нам нужна идеология любви, света, радости, надежды. Мне кажется, надо соединить культуру, образование, воспитание, и все это подвести в нужном идеологическом русле к каждой душе каждого молодого человека. Это наша задача», – пояснил он.

Подводя итоги дискуссии, Александр Галушка выделил основные тезисы, озвученные участниками. Прежде всего это тезис, сформулированный в указе Президента РФ о воспитании гармоничной личности на основе традиционных ценностей, истории и культуры народов России. Это целостность культурного развития. Это тесная связь образования и культуры. Он подчеркнул, что надо думать над организационными решениями, чтобы эта связь не декларировалась, а реализовывалась в том числе через внесение поправок в Конституцию РФ в части идеологии государства.

«То, что назревает запрос на идеологию, – это точно. Мы говорим: “Образ будущего страны”. А почему не сказать: “Образ будущего гражданина страны?” Это напрямую относится к культуре как таковой и к нацпроекту “Культура”», – отметил модератор мероприятия.

Наконец, это разрыв между уровнем национальных целей и запросов общества и уровнем средств достижения.

«Я хочу еще раз подчеркнуть – это не касается только нацпроекта “Культура”. Это касается всех национальных проектов. Наш вывод: национальные проекты, задуманные как средство достижения национальных целей, не состоялись в таком качестве и, не состоявшись, вылились в еще один способ расходования бюджетных денег», – подытожил Александр Галушка.

Он отметил ряд прозвучавших в ходе дискуссии предложений экспертов по решению проблем, касающихся госзаказа, который, по мнению участников заседания, должен быть не просто осмысленным – необходимо возродить институт художественных советов, культурной экспертизы с участием психологов, традиционных религий, представителей общества; недопустимости передачи на региональный и муниципальный уровень вопросов, требующих федерального решения. Нужна не только единая федеральная культурная политика, но и единая сеть ее реализации, настаивают эксперты.

Александр Галушка поддержал идею Александра Дугина о введении кодекса чести, этики деятеля культуры – его формирование могло бы проходить при модерирующей роли ОП РФ – и обратил внимание на замечание радиоведущей Анны Шафран о сокращении числа бюджетных мест в детских школах искусств, играющих ключевую роль в формировании, образовании и воспитании личности ребенка.