31.05.2021

Интернет для детей: злачное место или храм знаний

В Общественной палате РФ прошел круглый стол в рамках проекта «Международный детский клуб» по теме «Информационная грамотность и ориентирование в интернет-пространстве».

Во времена, когда почти вся наша жизнь перенеслась во Всемирную сеть, эта тема особенно актуальна, открывая встречу, отметила член Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, директор автономной некоммерческой организации по развитию социальной активности и социальных коммуникаций «Агентство социальных технологий и коммуникаций» (АНО АСТИК) Елена Родионова.

«К интернету можно относиться по-разному, но у нас же нет претензий к телеграфному столбу? Интернет – это средство, которым очень важно научить детей правильно пользоваться. Сегодня особенно важно обращать внимание на интернет-грамотность наших детей, чья психика очень подвижна и не готова к потрясениям, которые может спровоцировать непредназначенная для детей информация», – сказала она.

Об информационной безопасности несовершеннолетних рассказал координатор проекта «Интернет без опасности», член Общественного совета при ГУ МВД по Московской области Павел Сорокин.

«На данный момент все преступления так или иначе попадают в измерение Сети, никто от этого не застрахован и не закрыт. Все активности, связанные с преступлениями, процветают в постковидную эпоху», – отметил эксперт.

Он рассказал о том, какие меры профилактики можно использовать, чтобы защитить детей от ловушек интернета.

«Мы проводим курсы для педагогов и родителей, где рассказываем о методах борьбы с интернет-угрозами и защите детей от опасной информации. В первую очередь это осведомленность взрослых о тех опасностях, которые подстерегают детей в Сети. Также необходимо проводить регулярный мониторинг ситуации с ребенком в интернете. Важно уметь проводить профилактику и действовать в условиях чрезвычайного происшествия на социальном и технологическом уровне», – сказал Павел Сорокин.

Заместитель губернатора Ульяновской области Наталья Мартынова дала интересные статистические данные о целевых аудиториях пользователей социальных сетей, очертила разницу между зумерами и миллениалами.

«Более 60 процентов населения планеты используют интернет в качестве источника информация и новостей в мире, около половины людей – для общения с друзьями и родственниками. Зумеры обращаются в большей степени в социальные сети, а не в поисковые системы, чтобы узнавать о брендах, продуктах, которые хотят приобрести. Социальные сети вытесняют традиционные медиа и поисковые системы. Современная молодежь уверена, что крупные интернет-компании имеют огромную политическую и экономическую власть», – рассказала она.

По ее словам, типичный интернет-пользователь сегодня зарегистрирован на восьми и более различных социальных платформах. При этом в среднем человек в Сети проводит от семи часов в день – это около 40 процентов времени бодрствования.

Участники дискуссии рассмотрели аудиторию социальных сетей, которая на данный момент очень размыта. По мнению экспертов, сегодня все чаще можно наблюдать, например, как пожилые люди становятся инфлюенсерами в такой молодой социальной сети, как «Тик-Ток», и приобретают уважение и любовь совсем юных пользователей.

Доктор педагогических наук, профессор Александр Прутченков рассказал о том, как можно продиагностировать, насколько сформирована информационная грамотность у школьников.

«Для этих целей мы проводим экспресс-тест, где за две минуты человек, отвечая на 20 вопросов, может понять, на каком уровне информационной продвинутости он находится. А затем мы работаем с теми моментами, которые вызывают больше вопросов и интереса, а также обсуждаем аспекты, с которыми есть пробелы у человека или ребенка, и помогаем увидеть свою позицию в этом направлении. Важно работать с детьми через их проблематизацию, затрагивать те моменты, которые касаются лично их и помогут в дальнейшем улучшить качество жизни», – отметил эксперт.

Другую серьезную тему – буллинг – затронула представитель Узбекистана Амина Султанова. Ни для кого не секрет, что именно из-за него происходит большое количество самоубийств среди школьников. Она пояснила, как отличить буллинг от обычного конфликта.

«Привычный нам буллинг от кибербуллинга отличается тем, что все выкладывается в интернет, и там продолжается травля жертвы через унизительные комментарии, обсуждения и т. д. Мальчики предпочитают физическое насилие (толчки, драки, подножки), а девочки чаще действуют завуалированно (распускание слухов и сплетен). Основная черта буллинга – это намеренность, второй фактор – повторяемость или цикличность буллинга, третье – это неравенство сил, противник выбирает для негативного послания или рукоприкладства жертву значительно слабее себя», – рассказала Амина Султанова.

Всероссийский проект «Информационная культура и безопасность» представила Екатерина Гришина, специалист отдела реализации междисциплинарных проектов и программ Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В нем затрагиваются такие темы как буллинг, вирусы и мошенничество в Сети.

Педагог дополнительного образования Анна Захарова из Якутии рассказала о невидимых борцах на просторах интернета – киберволонтерах, которыми стали учащиеся старших классов Республики Саха. Они занимаются обучением по информационной безопасности, проводят для детей квест-игру «Фактчекинг, фейки, фотофейки», распространяют видеоролики по различным форматам травли и многое другое.

Но не только о негативных последствиях влияния интернета на школьников успели поговорить участники клуба. Профессор, доктор педагогических наук Ирина Фришман отметила, что очень важно воспользоваться правильно ресурсом интернета, чтобы мы могли друг друга информировать.

Завершая мероприятие, Елена Родионова сказала, что Международный детский клуб был создан как площадка взаимодействия детских и молодежных общественных объединений для развития новых форм воспитания и дополнительного образования детей. По словам общественницы, проводимые встречи уже доказывают эффективность работы такой неформальной площадки с серьезным представительством, как географическим, так и включающим научное сообщество.