19.06.2021

Общественники представили последнюю версию изменений в ПДД для электросамокатов

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Как изменить ПДД для электросамокатов и прочих новых устройств?». Организатором мероприятия стала Комиссия ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК.

В последнее время в России происходит множество дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов и других средств передвижения. Исправление ситуации возможно только путем внесения поправок в действующие правила дорожного движения. Несмотря на то что проблема с новыми средствами передвижения очевидна и понятна, существуют принципиально разные подходы к ее решению.

Участники круглого стола рассмотрели вариант поправок к ПДД, регулирующий всевозможные новые средства транспорта, а также возможность объединения этих поправок в единый документ.

В круглом столе приняли участие члены ОП РФ, а также представители Министерства транспорта РФ, ГИБДД, Совета по правам человека.

Секретарь ОП РФ Лидия Михеева отметила, что проблема необходимости внесения изменений в ПДД была поставлена Общественной палатой задолго до множества ДТП с трагическим исходом, которые регулярно происходят с малым электротранспортом на дорогах страны.

«Когда эти транспортные средства только начали распространяться в городах России, мы с председателем Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК говорили о том, что к этому должна быть готова вся система дорожного движения. Сейчас мы должны быть готовы к тому, что такие виды транспорта будут меняться, совершенствоваться, будут появляться новые. Необходимо обеспечивать максимальную безопасность и для тех, кто управляет этими видами транспорта, и для всех остальных участников дорожного движения», – сказала она.

Лидия Михеева выразила надежду на то, что предложения по изменениям в ПДД, подготовленные Общественной палатой РФ совместно с профильными органами власти, увидят свет после общественной дискуссии.

Председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов отметил, что проблема с электротранспортом активно набирает обороты и что трагические происшествия на дорогах учащаются.

«Безусловно, технический прогресс не должен стоять на месте, но это должно происходить в рамках правового поля. Сформулированные предложения ОП РФ по изменениям в ПДД широко обсуждались в ходе двух прошедших форумов “Сообщество” и нашли поддержку. Сегодня мы представляем последнюю версию проекта изменений в ПДД, которая учитывает замечания, услышанные нами на форумах. Мы готовим предложения для отправки в Правительство РФ», – сказал он.

Модератор мероприятия, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов представил на круглом столе доклад с последним вариантом поправок в ПДД, регулирующим всевозможные новые средства транспорта.

«Во-первых, любые транспортные средства с электродвигателями должны перемещаться по дорогам по правилам, предусмотренным для мопедов. Во-вторых, мы предлагаем ввести термин “средство индивидуальной мобильности” (СИМ). В случаях когда такие средства не имеют двигателей либо двигатель используется для гироскопической стабилизации, они должны эксплуатироваться по правилам для велосипедов, если двигатель есть – по правилам для мопедов. Наконец, необходимо приравнять все средства индивидуальной мобильности к транспортным средствам: у человека на СИМ появится явный правовой статус водителя, и в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса РФ он будет нести ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, также автоматически появится обязанность передвигаться на СИМ в трезвом состоянии», – сообщил он.

Александр Холодов также отметил, что возраст допуска граждан на дорогу должен быть повышен с 14 до 16 лет – возраста наступления административной ответственности. В общей сложности он представил 12 предложений изменений в ПДД, составленный экспертным сообществом.

Председатель Совета по правам человека при Президенте РФ Валерий Фадеев отметил крайне высокую необходимость скорейшего внесения поправок в ПДД.

«Позиция СПЧ по данному вопросу однозначна: необходимо вводить новые виды транспорта и их эксплуатацию в правовое поле, никаких других мнений здесь быть не может, общественное мнение это подтверждает. Мы готовы принимать активное участие в этой работе», – сказал он.

Член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Коробчак рассказал о том, что в системе водительских прав существует категория М, дающая право на управление мопедом. Общественники считают, что получение категории М должно стать обязательным для лиц, использующих средства индивидуальной мобильности.

«Для лиц, планирующих получить водительские права категории М, необходимо создать более легкие программы обучения, исключить из них практическую часть. В этом случае граждане будут более охотно записываться на сдачу теоретического квалификационного экзамена, что даст нам возможность получить грамотных участников дорожного движения, которые будут знать ПДД», – сказал он.

Текст предлагаемых общественниками и экспертами поправок в ПДД

Фото: Анастасия Разумная