03.07.2021

В Смоленской области подвели итоги обучения независимых общественных наблюдателей

В региональном штабе по наблюдению за выборами прошел брифинг для журналистов, посвященный итогам обучения независимых общественных наблюдателей. На вопросы представителей смоленских СМИ ответила Марина Проскурнина, член Общественной палаты РФ, член Общественной палаты Смоленской области, руководитель регионального штаба по наблюдению за выборами, которая также работала с наблюдателями в качестве преподавателя.

– Сколько человек приняли участие в обучении, и как оно проходило?

– Обучение длилось с середины апреля по 10 июня. Во всех районах области прошло около 30 обучающих семинаров, в которых приняли участие более 2000 человек, в том числе наблюдатели от политических партий. В программе были задействованы 6 преподавателей, которые весной этого года в ходе межрегионального семинара в Смоленске вместе с коллегами из Брянска прошли обучение у федеральных экспертов и получили соответствующую аккредитацию. Не исключаем, что проведение в регионе семинаров будет продолжено, в случае если от представителей партий поступят предложения по кандидатурам наблюдателей. Если позволит эпидситуация, в соответствии с ограничениями Роспотребнадзора обучение будет проводиться до конца августа.

Обучающие семинары были двухдневными, и по их итогам наблюдатели проходили итоговое тестирование и заполняли анкету обратной связи. Одним из вопросов анкеты был вопрос о том, хотят ли граждане все еще стать наблюдателями или после обучение у них такое желание отпало. Отмечу, что все 100 процентов слушателей подтвердили свое желание быть наблюдателями.

Не было ни одного наблюдателя, который не справился с заданиями итогового теста. И не потому, что вопросы были очень легкими, а потому, что обучение было построено таким образом, что в ходе 2 дней слушатели получили ответы на все вопросы.

Обучение состояло из теоретической и практической частей. Наблюдателям рассказали об их правах и обязанностях, о трех принципах наблюдения – объективность, непредвзятость и беспристрастность. Говорили о том, что наблюдатели должны быть не ангажированными, а если и ангажированными, то только законом.

Мы знакомили их с опытом наблюдателей, которые работали 15 и 16 мая на участках во время довыборов депутата Облдумы, и активно рассказывали об этом на своих страничках в соцсетях и делились информацией с журналистами районных СМИ, которые эту информацию размещали в соцсетях своих изданий. Там освещался ход голосования и публиковались небольшие комментарии голосующих, среди них были те, кто делал это впервые, были семьи и заслуженные люди районов. В ходе обучения преподаватели показывали участникам семинаров презентацию из опубликованных постов и призывали к информационной открытости.

– Сколько партий подали заявки на обучение наблюдателей?

– В апреле штаб заключил меморандум с 6 региональными отделениями ведущих партий региона, 3 из них представили свои кандидатуры для обучения в рамках подготовки к выборам в Госдуму. Надеемся, что и другие партии также присоединятся к этой программе – время еще есть. Мы готовы обучить всех. Чем больше наблюдателей будут присутствовать на выборах, тем меньше шансов услышать заявления о том, что выборы были нелигитимны, неоткрыты.

– Как штаб набирает наблюдателей для обучения?

– В соответствии с законом о выборах депутатов Государственной Думы, субъектами выдвижения наблюдателей являются кандидаты в депутаты, политические партии и субъект общественного контроля, в частности, Общественная палата региона. То есть штаб не набирает людей, а лишь осуществляет обучение в рамках своих полномочий, напомню, что преподавателями для обучения наблюдателей также являлись члены Общественной палаты. Они обучали бесплатно в рамках масштабной программы, разработанной Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг» совместно с Координационным советом по общественному контролю за голосованием при Общественной палате Российской Федерации.

– Что следует делать, чтобы стать наблюдателем?

– Обратиться в политическую партию, которая вам ближе по политическим взглядам или в Общественную палату за консультацией и разъяснениями. Однако напомню: существует ряд критериев, которым должен соответствовать наблюдатель. Это должен быть дееспособный гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, обладающий активный избирательным правом и не подпадающий под ряд ограничений, среди них, к примеру, – выборные должностные лица, депутаты, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры и ряд других категорий.

Политическая партия или Общественная палата в соответствии с определенной процедурой проводит отбор наблюдателей. Важный момент – каждый субъект имеет право выдвинуть на участок не более 2 наблюдателей, и они не могут одновременно находиться на участке, то есть должны сменять друг друга в ходе выборов. Кроме того, списки наблюдателей подаются в территориальную избирательную комиссию, и в документах указывается, на каком участке будет работать тот или иной наблюдатель.

– Каков среднестатистический портрет смоленского наблюдателя?

– Это люди разного возраста и социального статуса. Большинство – представители социальной сферы, средний возраст наблюдателя от 40 до 60 лет, есть немало и пенсионеров. Особо хотелось бы отметить Вяземский район, где почти половина слушателей программы обучения были студентами. Они активно задавали вопросы и с интересом участвовали в деловой игре, призванной показать, какие ситуации могут возникнуть на условном избирательном участке и как следует поступать в том или ином случае. Один из студентов – участник обучающего семинара – рассказал, что он принял решение быть наблюдателем, потому что хочет участвовать в жизни района и намерен после учебы остаться на малой родине. Хотелось бы, чтобы среди наблюдателей было больше молодых людей.

Мы нацеливали общественных наблюдателей на открытость, на коммуникацию и взаимодействие с другими наблюдателями, чтобы замечать нарушения, независимо от того, кто его совершил, выявлять и предотвращать. Мы призывали их не быть молчаливыми созерцателями и не бояться быть неудобными.

Также, по сути, наблюдатели являются общественными помощниками представителей участковых комиссий, помогая им выявлять нарушения, которые способны привести к непоправимым последствиям.

– Каковы ваши общие впечатления от обучения с точки зрения преподавателя?

– Самым ценным для меня как преподавателя была благодарность, которую я слышала из уст наблюдателей – после окончания обучения они подходили и благодарили за полученную информацию, а ведь среди них было немало и тех, кто имел опыт участия в избирательных кампаниях разного уровня, но они в ходе семинара почерпнули для себя много нового и интересного.

Мне хочется верить, что все наблюдатели осознали: они – команда, у которой единая цель – сделать так, чтобы выборы прошли максимально открыто и честно, и чтобы их результаты не вызывали ни у кого сомнений.