15.07.2021

Выборы-2021: прозрачность, открытость, максимальный комфорт для избирателя

В Общественной палате РФ 14 июля прошел круглый стол «Выборы-2021: нововведения, информационная открытость и общественный контроль».

Нововведения в выборном законодательстве, организация и проведение дистанционного электронного голосования (ДЭГ) и общественный контроль над ним, возможные информационные угрозы и меры противодействия, обеспечение публичности и прозрачности работы общественных наблюдателей, взаимодействие со СМИ – эти вопросы волнуют общество в преддверии выборов, отметил председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Рифат Сабитов.

Об основных изменениях выборного законодательства рассказала Наталья Бударина, секретарь Центральной избирательной комиссии РФ. Это изменение агитационного периода при проведении трехдневного голосования – он закончится в ноль часов 17 сентября, дополнительная функция по контролю распространения агитационных материалов в интернете – избирательные комиссии получили право обращаться с представлением в Роскомнадзор об ограничении доступа к информационным ресурсам, разместившим неправомерную информацию. Также среди нововведений – усиление мер административной ответственности за распространение незаконных агитационных материалов, поправки в закон о полиции в части предоставления сведений о наличия у кандидатов судимости, обязанность кандидатов, выполняющих функции иностранного агента или аффилированных организациями, выполняющими такие функции, указывать свой статус, недопущение к участию в избирательном процессе граждан, которые по решения суда признаны причастными к деятельности экстремистских или террористических организаций.

Татьяна Денискина, начальник управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора, уточнила, что решение о наличии нарушения будут принимать избирательные комиссии, а регулятор – принимать административные меры, так как у него уже есть большой опыт такой работы.

«Отдельно стоит сказать об иностранных агентах. Мы знаем, что есть пять физлиц, которые включены в реестр иностранных СМИ, выполняющих функцию иноагента. Это журналисты. Труднее с аффилированными лицами, потому что НКО, включенных в реестр и выполняющих функцию иноагента, по стране у нас гораздо больше. Соответственно, учредители и участники есть в уставных документах. Сложнее с работниками. Поэтому, как я понимаю, со стороны ЦИК будет проводиться предварительная работа, а мы будем работать с той информацией, которую получим от нее, о том, что какой-либо кандидат аффилирован с организацией-иноагентом», – пояснила она.

Дистанционное электронное голосование – это современно, технологично, удобно и служит дополнительной гарантией реализации гражданами своего избирательного права, отметил Вадим Виноградов, руководитель рабочей группы ОП РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации. При этом избирательное право должно реализовываться с максимальным комфортом. Например, сроки подачи заявления на участие в дистанционном электронном голосовании должны определяться таким образом, чтобы, в случае изменения решения об участи в дистанционном голосовании или если профиль избирателя не прошел проверку, он мог бы воспользоваться сервисом мобильного избирателя и не потерял возможность проголосовать традиционным способом.

«Основные претензии к ДЭГ заключатся в том, что при его использовании отсутствует тайна голосования. Критики говорят, что крупные работодатели принуждают к такому голосованию своих сотрудников, и эти избиратели опасаются, что результаты могут быть известны, и голосуют “как надо”. Таким образом, сочетание недоверия к современным технологиям и, мягко говоря, не очень грамотные подходы позволяют критиковать электронное голосование как механизм воздействия на волеизъявление избирателя, хотя технических возможностей для таких злоупотреблений в ДЭГ просто нет. Здесь я вижу большой потенциал для общественности и экспертного сообщества, которые должны проводить разъяснительную работу и доносить до граждан, что никто не может подсмотреть результаты голосования», – сказал он.

Александр Малькевич, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, руководитель рабочей группы по вопросам общественного контроля за дистанционным электронным голосованием, напомнил о позитивном опыте ДЭГ в 2020 году в Москве, Нижегородской, Курской и Ярославской областях.

«В этом году гораздо больше регионов-участников: добавились Мурманская, Ростовская области и Севастополь. Самое важно, что мы достигли соглашения с ЦИК и планируем именно в здании ОП РФ разместить отдельный узел распределенной базы данных программно-технического комплекса ДЭГ. Содержание комплекса будет доступно наблюдателям, которые будут назначены избирательными объединениями, кандидатами и субъектами общественного контроля. Мы делаем следующий шаг в развитии ДЭГ и общественного контроля за ним», – добавил он.

В соответствии с законодательством все российские СМИ с государственным участием обязаны предоставлять политическим партиям и зарегистрированным кандидатам бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации – это единственный опыт в мире, подчеркнула Зоя Матвеевская, адвокат ВГТРК.

«ВГТРК готовится к выборам, создает специальные комиссии, которые занимаются исключительно организацией проведения обеспечительной работой для того, чтобы политическим партиям и зарегистрированным кандидатам было комфортно работать и с нами, и с нашими филиалами. ВГТРК на каждом из своих федеральных каналов предоставит по часу каждой политической партии, которая будет зарегистрирована. Сейчас документы поданы 15 партиями. В региональном эфире – 9,5 часа. Я говорю только о бесплатном эфирном времени. Естественно, все вещатели будут предоставлять возможность получить платное эфирное время», – рассказала эксперт.

По ее словам, работа по информированию о деятельности политических партий осложняется тем, что не все они активны в своей избирательной деятельности.

О начале распространения фейков о выборах заявила Екатерина Мизулина, член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, директор ассоциации участников рынка интернет-индустрии «Лига безопасного интернета».

«С 8 июля нашими волонтерами обнаружено уже 312 таких недостоверных сообщений. Это сообщения о переносе даты голосования; информация о том, что после проведения голосования будет введен общероссийский локдаун и начнется четвертая волна коронавируса; информация о том, что на избирательных участках будет проходить медосмотр граждан и последующая принудительная вакцинация. Особенно встревожило сообщение о массовой эвакуации детей из детских садов, детских лагерей в некие ковид-лагеря, а с 15 сентября якобы начнут принудительно вакцинировать от коронавируса. Т. е. это якобы будет организовано за двое суток до начала голосования. Конечно, все это не соответствует действительности. Мы напрямую передаем эту фейковую информацию в полицию, Генпрокуратуру, чтобы пресекать ее распространение. Шквал таких фейков эксперты ожидают примерно за две недели до выборов», – сообщила общественница.

Многодневное голосование не нововведение. В России уже проведено 14 кампаний разного уровня по проведению процедуры многодневного голосования, напомнила Алена Булгакова, заместитель председателя Координационного совета по общественному контролю за голосованием. По данным ВЦИОМ, 56 процентов россиян положительно относятся к процедуре многодневного голосования, а 61 процент избирателей считают эту процедуру удобной. Порядка 37 процентов считают, что это облегчит ситуацию с обеспечением санитарно-эпидемиологических мер на избирательных участках.

«Практика работы в регионах России позволила сформировать прочную базу знаний и опыта для того, чтобы уже сейчас максимально компетентно подготовить наблюдателей за многодневным голосованием в сентябре 2021 года. Безусловно, эта практика беспрецедентная. Первая федеральная компания многодневного голосования такого масштаба, – подчеркнула Алена Булгакова. – Я полагаю, что нужно делать акцент на голосовании на дому. У нас есть сквозной реестр надомного голосования, который позволяет вести его в течение трех дней. Однако мы сталкиваемся с ситуациями, когда не все графы заполняются, не все данные вносятся. Это не позволяет объективно оценивать открытость процедуры. При этом для общественных наблюдателей мы создали рекомендацию, которая позволяет детально проверять надомное голосование».

Законодательные новации о выборах упрощают процедуру голосования и делают ее более прозрачной и открытой, резюмировал Рифат Сабитов.

«Как инструмент гражданского общества Общественная палата будет наблюдать за проходящими выборами и обеспечивать при проведении выборов всех уровней соблюдение закона и их прозрачность», – подчеркнул он.