26.07.2021

Дистант, ЕГЭ, здоровье школьников – на прямой линии с министром просвещения

Более трех часов председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко модерировала непростой разговор представителей общественности с министром просвещения России Сергеем Кравцовым о совершенствовании существующей в России системы образования.

У родителей и педагогов в преддверии нового учебного года в сложившейся непростой ситуации накопилось очень много вопросов и опасений, отметила Наталья Кравченко. Она напомнила, что за прошедший год с момента формирования нового состава Общественной палаты РФ профильная комиссия провела большое количество общественных слушаний по самым актуальным сегодня темам: о целях и задачах школьного образования и воспитания, о дистанционном обучении и создании цифровой образовательной среды, о национальном проекте «Образование» и его соответствии национальным целям развития государства, о стратегии развития педагогического образования в России, о здоровьесберегающих технологиях в обучении, о перспективах развития системы итоговой аттестации школьников ОГЭ и ЕГЭ, о просветительской деятельности, защите детей от деструктивного контента в Сети, реформировании системы детского летнего отдыха, новых СанПиН и, наконец, в целом о роли общества в развитии и управлении образованием.

«Сегодняшнее мероприятие – логичное продолжение этой работы. Надеюсь на содержательный, конструктивный диалог», – сказала она.

В конце учебного года Минпросвещения России попросило направить в адрес ведомства предложения о том, как улучшить систему образования. На горячую линию было получено порядка 1400 таких обращений, рассказал министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

«Ряд предложений мы уже учли и взяли в работу. Сегодня предлагаем к обсуждению ключевые темы, по которым было наибольшее количество обращений и предложений, – это ЕГЭ, вопросы, связанные с содержанием образовательных программ, цифровая образовательная среда, заработная плата учителей, бюрократическая нагрузка, предложения по повышению престижа профессии учителя – наверное, ключевое направление, потому что от того, как мы относимся к учителю, зависит очень многое», – подчеркнул он.

Состоялся открытый разговор, в ходе которого министру удалось ответить на большое количество вопросов и снять опасения и страхи общественности.

Эксперты оценили целесообразность введения в систему школьного обучения дистанционного формата и цифровых технологий. Сергей Кравцов заострил внимание на том, что принятое в прошлом году решение о переводе школьников на дистант было вынужденным.

«Подчеркну, что в период вынужденного домашнего обучения наши учителя во многом совершили подвиг, не оставляя своих учеников. Этот учебный год мы начали в очном режиме, и те, кто говорил, что дистанционные технологии навсегда, ошиблись: как только позволила ситуация, мы перешли в очный режим. И очень надеемся, что новый учебный год мы начнем в очном режиме», – сказал он.

Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Евгений Ямбург видит плюсы в онлайн-обучении, но подчеркивает, что подменять учителей никто не собирается:

«Онлайн позволяет технические вещи передавать дистанционно, а важные, основополагающие постулаты передавать с глазу на глаз. В вопросе онлайн-обучения важно быть гибкими и понимать, что условия в стране разные».

В ходе мероприятия разгорелась дискуссия между гражданским активистом Алексеем Плоховым и отцом четырех столичных школьников Салауддином Исламовым. Первый выступающий отметил опасения части родительского сообщества в безопасности цифровой образовательной среды, а многодетный отец выразил благодарность министру просвещения Сергею Кравцову за организацию дистанционного обучения в период карантина, отметил важность сохранения беспрерывности образовательного процесса в экстренных ситуациях.

Для того, чтобы таких споров не возникало, нужно создать на площадке Минпросвещения России единую платформу, где родители могли бы получать достоверную информацию о том, что происходит в системе образования, считает редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов. Кроме того, по его мнению, там же родители могли бы обучаться тому, как вести себя в рамках современных образовательных отношений.

Инна Гореславцева, лидер общественно-политического движения «Объединение родителей», обратилась к Сергею Кравцову с просьбой поддержать внесенную в Государственную думу поправку о запрете использования дистанционных технологий при реализации очных образовательных программ в государственных бюджетных образовательных учреждениях. Поправка не нарушает право родителей применять дистанционные технологии в дистанционном обучении, в очно-заочных формах обучения, там, где они являются единственной доступной формой получения знаний, пояснила она. Сергей Кравцов, в свою очередь, предложил провести специальные слушания, посвященные этой теме, на площадке Государственной думы с участием Общественной палаты РФ.

На озабоченность родительской общественности состоянием здоровья детей, излишне увлеченных гаджетами, обратил внимание первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло:

«До сих пор нет СанПиН. Родительская общественность не видит четких, ответственных заявлений о нормах, позволяющих использовать цифровые технологии, не нарушая при этом здоровье ребенка. Это порождает слухи. Необходимо, чтобы Минздрав и Минобр вместе решали этот вопрос».

Кроме того, он считает, что надо установить порядок обязательной научной общественной экспертизы технологических инициатив. По его мнению, также необходимо обеспечить законодательно право выбора очного или дистанционного образования, в том числе объема цифровой образовательной среды в школе.

Тему выработки новых регламентов цифрового формата обучения продолжила Ирина Галанова, эксперт Национальной родительской ассоциации от Тульской области:

«Необходима научная организация труда с учетом цифровой среды. Необходимы методические разработки и просвещение родителей. Необходимо мониторить пространство и придумать интеграцию с тем обучающим контентом, который уже есть в Сети, провести его экспертизу, дать рекомендации учителям, как использовать то, что уже есть, разработать методики групповой работы в режиме онлайн».

Принципиальная позиция министерства – ставить на первое место не информационные технологии, а образовательный процесс. Информационные технологии идут в дополнение к образовательному процессу, подвел итог министр.

Еще один острый вопрос, который обсудили участники заседания, это проведение или перспективы отмены единого государственного экзамена.

Проблемы здоровья школьников волнуют директора Института прогрессивного образования Анну Маркс, которая утверждает, что они возникают из-за того, что подготовка к ЕГЭ неправильно организована и на нее не хватает времени. Ребята сталкиваются с выгоранием, у них нарастает тревожность, неврозы и другие расстройства, приводит она результаты исследований.

«Чтобы улучшить ситуацию мы предлагаем ввести обязательную ежегодную диагностику школьников, чтобы определить их психологическое состояние. Пересмотреть вопрос квалификации штатных школьных психологов. Рассмотреть возможность введения дня самообразования хотя бы раз в неделю. Это бы помогло школьникам сохранить психологическое здоровье и качественно подготовиться», – предлагает она.

Серьезная проблема – неравные возможности поступления в вузы на бюджетные места. У многих семей нет возможности нанимать репетиторов, а учителя не всегда справляются с качественной подготовкой.

«Мы предлагаем рассмотреть возможность предоставления сертификатов на оплату курсов», – говорит Анна Маркс.

Любовь Плужникова, директор школы в Челябинской области, предложила сделать так, чтобы ЕГЭ не отсеивал из старших классов учеников, не собирающихся поступать в вузы. Алексей Гусев, ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации, отметил, что хорошо бы сделать ЕГЭ главным образом формой вступительного испытания для поступающих в университеты.

Сергей Кравцов напомнил, что ЕГЭ – это прежде всего составная, неотъемлемая часть учебного процесса. Его несомненным преимуществом министр считает единые, заранее известные требования и примеры заданий на территории всей страны. А для того, чтобы не возникало проблем с подготовкой к экзамену, готовиться к нему надо в течение всего учебного периода. Он также увидел связь между напряжением, возникающем при сдаче ЕГЭ и ОГЭ, с проблемой готовых домашних заданий.

«Предлагаю посвятить этому вопросу отдельное обсуждение, может быть на уровне Государственной думы», – сказал он.

Кэтти Перекрест, генеральный директор детского дошкольного учреждения Preschool Happy Elephant, предложила проработать вопрос о возможности государственной поддержки негосударственного образовательного сектора и проработать вопрос доступа частных образовательных учреждений в государственные помещения. Решение этих проблем могло бы содействовать развитию социального предпринимательства в этой области, поддержать поиск новых эффективных подходов в образовании с целью повышения его качества, а также сделать его доступнее для людей, утверждает она.

Проблемой сокращения возможностей для получения дополнительного образования озабочена Майя Пильдес, председатель совета академической гимназии № 56 Петроградского района Санкт-Петербурга.

«Все боятся введения образовательных сертификатов на дополнительное образование, которые могут привести к тому, что по сертификату ребенок сможет заниматься только в одном кружке, хотя сегодня ему одновременно доступны и спортивные, и творческие, и профориентационные. Сертификаты могут погубить систему допобразования, а ведь профилактика всех наших бедствий заключается в занятости детей. Надо разобраться с этим вопросом, и не сокращать дополнительное образование, а развивать его активно», – говорит народный учитель Российской Федерации.

«Сегодня состоялось очень важное мероприятие. Нам очевиден запрос общества на активное участие в формировании образовательной политики. И мы должны относиться к этому желанию как к ресурсу. Мы признательны министру за готовность говорить с людьми открыто. Мы обсудили с Сергеем Сергеевичем, что было бы хорошо продолжить такие встречи на площадке ОП РФ и сделать их регулярными. Я уверена, только в формате плотного диалога министерства и “заказчиков на образование” можно сформировать ту среду, в которой должны расти, учиться и воспитываться наши дети», – подвела итоги встречи Наталья Кравченко. Следующая встреча состоится ориентировочно в ноябре.