18.11.2021

Защитить детей и инвалидов от мошенничества

16 ноября в онлайн-формате прошла дискуссия о доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью, маломобильных групп и пожилого населения. Мероприятие было посвящено исполнению поручения Президента от 31.12.2020 № Пр-2243 Правительству РФ по итогам прошлогодней встречи с общественными организациями инвалидов. 

Председатель Комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик, президент попечительского совета некоммерческой организации «Благотворительный фонд Дианы Гурцкая помощи незрячим и слабовидящим детям “По зову сердца”», художественный руководитель Центра социокультурной реабилитации Диана Гурцкая напомнила, что тогда Президент поддержал инициативы в сфере повышения доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью и защиты от финансового мошенничества.

«С октября по июнь мы провели обсуждения в ОП РФ. Также была открыта горячая линия, на которую обратились лица, имеющие ограничения здоровья и иные функциональные ограничения из 57 субъектов Российской Федерации, – сообщила Диана Гурцкая. – 95 процентов обратившихся на горячую линию оказались людьми с инвалидностью по разным заболеваниям».

80 процентов обратившихся сообщили, что испытывают сложности при использовании банков, в том числе мобильных приложений. 25 процентов сообщений на горячую линию были посвящены тому, что сотрудники финансовых организаций не умеют работать с инвалидами, а 15 процентов – сложностям именно с физической доступностью банковских офисов. 15 процентов граждан сообщили, что банки находятся слишком далеко от места их проживания или работы.

Как отметил руководитель экспертной группы службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Юрий Божор, на горячую линию в первую очередь обратились люди, столкнувшиеся с критическими ситуациями.

«Нам звонили и писали те, кто действительно испытывает сложности и у кого есть определенные проблемы», – сказал он.

В действительности основой для удобного и безопасного получения финансовых услуг являются финансовая доступность, защита прав потребителей, а также финансовая грамотность. Эти три кита, по словам Юрия Божора, дополняют друг друга и даже частично конкурируют между собой. В данном случае каждая из перечисленных составляющих важна сама по себе, ведь финансовая доступность без финансовой грамотности и защиты прав потребителей опасна, а финансовая грамотность без финансовой доступности попросту бесполезна.

Эксперты выделили такие проблемы и барьеры на пути к успешной реализации указанного поручения, как физическая доступность банковских отделений; интерфейс сервисов для оказания финансовых услуг; компетенция и коммуникационные навыки специалистов в финансовых организациях; недостаточные финансовая и цифровая грамотности населения; операционные барьеры; стоимость самих услуг для инвалидов.

По итогам мероприятия Комиссия ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик планирует обратиться к ведущим телерадиовещателям с предложением о размещении в теле- и радиоэфире информации в формате социальной рекламы о рисках финансового мошенничества, а также в формате бегущей строки телефона федеральной горячей линии по борьбе с мошенничеством. Кроме того, по мнению экспертов, необходимо предусмотреть интеграцию и постоянное обновление данных о географической и физической доступности офисов финансовых учреждений в одной из общедоступных поисково-информационных картографических систем (например, «Яндекс.Карты»). В комиссии призвали предусмотреть обязательное обучение работников клиентских служб финансовых организаций навыкам коммуникации с клиентами из числа людей с инвалидностью, ОВЗ, маломобильных групп населения и старшего поколения.

Также в ходе дискуссии была затронута тема оказания различных финансовых услуг детям.

«Здесь вопрос не столько в доступности самих услуг, сколько в ее ограничении и последующем контроле за использованием со стороны родителей», – отметил председатель Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко.

Эксперт сообщил, что буквально в октябре был проведен всероссийский опрос «Семейная политика: меры поддержки глазами семьи и детей», по результатам которого выяснилось, что 66 процентов респондентов выступают за возможность контролировать использование банковских карт детьми.

«В месяц по детским счетам проходит не менее 10 миллиардов рублей. А как они расходуются, очень многие родители, к сожалению, не знают», – сказал эксперт.

Сергей Рыбальченко предложил проработать вопрос об обязательном информировании родителей о банковских операциях по детским картам, подготовить законодательные предложения по профилактике социальной исключенности в цифровой среде для людей старшего возраста, а также рекомендовать Банку России разработать специальный контент о рисках и профилактике мошенничества в формате социальной рекламы для соцсетей

По итогам мероприятия эксперты подготовят рекомендации для органов власти и Банка России и провести таргетированный опрос граждан с инвалидностью, маломобильных групп населения и старшего поколения о поддержке инициатив в сфере финансовой доступности и борьбы с мошенничеством.