05.05.2023

Реставрация объектов культурного наследия: бюджеты, экспертизы, взаимодействие

На круглом столе «Строительно-реставрационные работы на объектах культурного наследия» 28 апреля эксперты, архитектуры и представители профильных ведомств подняли такие острые вопросы, как высокая стоимость и сложность документационного сопровождения реставрации. Также отмечалось, что ряд законодательных препятствий приводит к тому, что большинство культурных памятников так и остается без надлежащего внимания.

По мнению члена Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Михаила Богданова, не выдерживает критики аттестационная система Министерства культуры, согласно которой даже рабочий, убирающий мусор, должен быть аттестован как участник реставрационных работ.

Общественник подчеркнул: «Нужно убирать эти чрезмерные требования. Если действия Минкульта неэффективны, нужно отдать им роль экспертизы, а строительством пусть занимаются другие ведомства и министерства. Пора уже по этим вопросам прислушаться к гражданскому обществу и наладить взаимодействие с ним».

О том, как идет взаимодействие Минкультуры с Гатчинской епархией в сфере реставрации памятников, рассказал член Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия (епископ Плесецкий и Каргопольский) Александр Зайцев.

«Большинство памятников, которые мы восстанавливаем, — это храмы. Существует большая программа, в рамках которой Минкультуры сотрудничает с патриархией в сфере реставрационных работ. В советское время в сфере реставрации было много сделано. Но сегодня мы находимся как будто в самом начале пути. Появляется много вопросов, которые рождаются из практики, но на них пока не ответа. Министерство культуры, Минстрой, Минсельхоз и Агентство по туризму должны качественно взаимодействовать. Важно ведь не просто сохранять памятники, но и понимать, для чего мы это делаем. Например, монахи живут в монастыре. Отреставрировать его так, чтобы он был пригоден и для жизни, — колоссальная проблема», — отметил он.

Документация, сопровождающая реставрационные работы, остается главной головной болью всех застройщиков, взявшихся на объекты культурного наследия. Хождения по ведомствам за необходимыми разрешениями порой выглядят нелогичными и отнимают много времени. Об этом рассказал заместитель министра строительства России Сергей Музыченко.

«Мы с Минкультуры находимся в длительном диалоге по поводу сохранения объектов культурного наследия. Вместе мы пытаемся решить проблему экспертизы. Техническая документация не может оцениваться специалистами по научной экспертизе. Но, к сожалению, у нас не разграничены понятия проектно-научной документации и проектной документации. Застройщик, исходя из того, что ему нужно сделать на объекте, разрабатывает проектную документацию. С ней он должен идти в Минкультуры, проходить историко-культурную экспертизу, а потом уже идти в проектную экспертизу. То есть решения, которые заложены в проектную документацию, попадают в водоворот ведомств», — пояснил замминистра.

Он также отметил проблему многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия: «Работы по этим домам не должны быть в разы дороже, чем по другим. В противном случае их некому будет содержать», — подчеркнул Сергей Музыченко.

Поддержание объектов культурного наследия в надлежащем порядке сегодня также вызывает проблемы. На проведение таких работ также необходимо разрешение, получение которого тормозит работы и увеличивает их стоимость, считает председатель комитета по охране культурного наследия Вологодской области Елена Кукушкина. По ее мнению, работы по очистке и отмыву фасадов зданий должны вестись без разрешения.

Еще об одной проблеме, лежащей в сфере законодательного регулирования объектов культурного наследия, рассказал Илья Пономарев, экс главный архитектор города Магнитогорска.

«Есть такие объекты охраны, как достопримечательные места. В некоторых городах они покрывают большую территорию. Регламент достопримечательного места содержит запрет на функциональное изменение территории. С точки зрения охраны объекта, его назначение не должно быть зарегулировано. Например, Генуэзская крепость задокументирована, однако разваливается на наших глазах — население жарит там шашлыки и растаскивает камешки на память. Никто из инвесторов к таким объектам не подойдет, понимая весь долгий и трудный процесс по его восстановлению. Так эти объекты и развалятся. В силу плохой проработанности процесса охраны памятники будут утрачены полностью. Таким образом запреты из лучших побуждений превращают культуру в разруху», — пояснил спикер.

Участники круглого стола также обсудили вопросы ценообразования при определении стоимости работ на объектах культурного наследия, а также проблему доступа маломобильных граждан при реставрации на объектах культурного наследия. Участники встречи признали крайнюю необходимость скорейшего налаживания эффективного межведомственного взаимодействия, чтобы большая часть острых вопросов могла быть решена в ближайшее время.

Фото: oprf.ru