16.07.2020

Михаил Погосян: «Нужно искать новые формы дистанционного обучения»

16 июля в Общественной палате состоялся круглый стол «Дистанционное обучение: организационные, технические и психологические аспекты», во время которого эксперты провели анализ проблем и выявили эффективные решения по ключевым вопросам организации дистанционного обучения.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Михаил Погосян представил итоги общественного опроса «Дистанционные технологии обучения в системе высшего образования в оценке студентов и преподавателей», в котором приняло участие более 27 тысяч человек из 85 субъектов РФ.

«В последние месяцы мы живем в непростой ситуации, и она заставила нас активно использовать формат дистанционного обучения. Опрос, проведенный с 20 апреля по 20 мая, показал, как влияет дистанционное обучение на качество образования. Больше половины участников опроса считает, что дистанционная форма снижает качество образования, примерно четверть опрошенных считает, что оно остается на том же уровне, небольшая доля, около семи процентов, считает, что дистанционная форма повышает качество образования», – рассказал он.

Михаил Погосян сказал о проблеме обратной связи между студентами и преподавателями, отметив отсутствие стандартов коммуникации между преподавателем и студентом.

«Отвечая на вопрос “Какие сложности возникали в процессе дистанционного обучения?”, половина опрошенных констатировала плохое качество интернет-соединения, недостаточные интерактивные возможности образовательных онлайн-платформ и отсутствие специализированных учебно-методических материалов», – поделился он.

Подводя итоги опроса, Михаил Погосян рассказал, что 31 процент опрошенных указали, что учиться обычным способом интереснее, так как присутствует личное общение, 28 процентов указали, что дистанционное обучение совместно с традиционным обучением дает большие возможности, и 23 процента определили, что дистанционное обучение хуже, чем традиционное.

«Безусловно, я могу согласиться с тем, что квалифицированного инженера, врача невозможно подготовить без практических навыков, поэтому наша цель обсудить, каким образом можно было бы оптимально сочетать дистанционную форму обучения и базовые формы подготовки специалистов. Нужно искать формы дистанционного обучения с целью повышения эффективности образовательной деятельности», – сказал Михаил Погосян.

Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев рассказал о планах по развитию и мерам поддержки повышения качества дистанционного образования.

«В целом система с этим стресс-тестом справилась, и сравнительная аналитика показывает, что даже лучше, чем многие страны, с которыми мы традиционно сравниваем свою систему высшего образования. С другой стороны, аналитический доклад выявил значительное количество проблем. У многих организаций высшего образования недостаточная техническая база цифрового образования, и это ставит нам задачу провести цифровую трансформацию до того уровня, чтобы обеспечить бесперебойную работу вуза даже в таких стрессовых условиях. Это большая затратная работа, но есть определенные решения, которые мы прорабатываем с Министерством цифрового развития», – сообщил он.

Дмитрий Афанасьев также отметил, что ведомством был урегулирован вопрос нормативной стороны применения дистанционных технологий, электронного обучения:

«В этой части сейчас в условиях нормального регулярного образовательного процесса мы должны решить другую задачу. На законодательном уровне формат смешанной формы обучения закреплен. Возникает вопрос методический, который наши коллеги из вузов определяют как задачу создания цифровой дидактики. Кроме того, массовый переход к дистанционному обучению вызвал ряд психологических проблем. Это вопросы адаптации индивидуальной удаленной работы без погружения в коллективную среду, без элементов социализации. Необходима мощная научно-методическая работа».

Он также отметил, что, исходя из оптимистичного прогноза, начало учебного года пройдет в традиционном формате с использованием при необходимости смешанного формата дистанционных технологий:

«Если ситуация пойдет в стране в сторону обострения, у нас есть нормативная база, что при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций применяется дистанционное обучение».

Об основных кадровых проблемах, возникающих при дистанционном обучении в сфере высшего образования рассказал член Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Александр Русаков, представив результаты опроса среди студентов первого и второго курса в Ярославском государственном университете.

«Примерно 30 процентов опрошенных отметили, что не возникло вообще никаких проблем. Возникли проблемы организационные вне преподавательской системы. Это оповещение, это формирование нагрузки, расписание. Переход к самостоятельному взаимодействию «преподаватель – студент» часто выливается в недостаточную коммуникацию», – отметил он.

Ректор Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова (Академии Пастухова) Нина Аниськина поделилась лучшими практиками организации дополнительного профессионального образования.

«Дистанционный формат сегодня воспринимается как тотальное противопоставление традиционному обучению, но за время удаленной работы выросла доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качества образования. Нам необходимо формировать конкретные и убедительные представления не о полной замене традиционных форм обучения, а внедрение элементов цифровых технологий, которые повышают качество образования», – сказал она, добавив, что необходимо внедрять систему стимулирования поддержки внутривузовских и межвузовских сообществ в виде грантов.

Председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова также поделилась основными проблемами дистанционной формы обучения в педагогическом образовании.

«Необходимо задуматься над психолого-педагогическими основами разработки проблем обучения в цифровой образовательной среде. Углубленного и расширенного плана работ нет. Также было бы целесообразным проведение фундаментальных научных исследований», – сказала она.

Подводя итоги, Михаил Погосян отметил необходимость соблюдения баланса дистанционной формы обучения и традиционной.

«Игнорировать дистанционное обучение нам не удастся, потому что сегодняшняя четвертая технологическая революция, цифровая трансформация приводят к тому, что знания обновляются ежедневно и процесс подготовки кадров должен быть беспрерывным. Мы проанализируем все предложения, которые прозвучали сегодня, обобщим и подготовим рекомендации», – заключил он.

Ознакомиться с итогами общественного опроса «Дистанционные технологии обучения в системе высшего образования в оценке студентов и преподавателей» можно здесь.