18.04.2022

Закон о молодежной политике в РФ: отразить вопрос трудоустройства несовершеннолетних

Круглый стол «Общественная дискуссия о пробелах в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ “О молодежной политике в Российской Федерации”» состоялся 13 апреля в Общественной палате РФ.

Площадка ОП РФ в очередной раз стала центром обсуждения мер поддержки молодежи. Так, в марте общественники обсуждали вопрос принятия безотлагательных мер поддержки молодежных НКО, напомнила Елена Родионова, председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию.

«Сегодня планируется интересный разговор в плане изменений в федеральный закон с акцентом на темах воспитания гражданственности, патриотизма, преемственности поколений; обеспечения межнационального, межэтнического и межконфессионального согласия в молодежной среде; профилактики и предупреждения проявления экстремизма в деятельности молодежных объединений; предупреждения правонарушений и антиобщественных действий молодежи», – подчеркнула Елена Родионова.

Она обратила внимание участников дискуссии, что при обсуждении предложений необходимо отличать нормы закона и подзаконные акты, которые будут способствовать его реализации.

Более тысячи корректировок и правок в закон о молодежной политике поступило в профильный комитет Госдумы, рассказал руководитель аппарата комитета Государственной думы РФ по молодежной политике Юрий Лескин. «Сама тема для комиссии является ключевой, для нас этот закон базовый. Мы провели мозговой штурм в формате всей страны. Все предложения, которые прозвучат сегодня, тоже будут учтены. По сути, от масштабного мозгового штурма мы переходим к содержательной экспертной работе: анализу предложений, их обобщению и выбору приоритетных».

Директор Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России Денис Аширов обратил внимание на роль вузов как полноправных субъектов молодежной политики. Процесс перестроения воспитательной работы внутри университета также связан с законом о молодежной политике и в части участия субъектов государственной молодежной политики в ее формировании и реализации, и в части взаимодействия с другими заинтересованными сторонами, и в части профилактической работы, и в части инфраструктуры: «Темы патриотизма, гражданственности в условиях нынешней повестки вдвойне важны. И проводя работу в направлениях, закрепленных за молодежью и молодежной политикой, мы понимаем, насколько нам не хватает определенных опорных точек, которые нужно отразить в федеральном законе».

Елена Родионова добавила, что вузы в субъектах РФ действительно являются центрами научно-методического развития, гражданского воспитания молодежи. В новых непростых условиях роль вузов будет еще более заметной на уровне страны, считает она.

Вопросы патриотического воспитания молодежи стали темой обсуждения Экспертного совета по патриотическому воспитанию при Роспатриотцентре, первое заседание которого состоялось в ОП РФ несколькими часами ранее, отметил заместитель директора Роспатриотцентра Иван Радько.

«Все темы, которые мы обсуждаем, напрямую связаны с гражданско-патриотическим воспитанием. Очень важно и при обсуждении законов, и при выходе крупных документов, а в большей степени мы с этой целью и создавали экспертный совет, чтобы сообщество не только принимало участие в адаптации норм, методических рекомендаций системы патриотического воспитания, но и принимало участие в их разработке», – подчеркнул он.

Специалисты экспертного совета примут активное участие в обсуждении стратегических моментов патриотического воспитания, которое является неотъемлемой частью молодежной политики, считает Радько, в частности к этой работе подключится рабочая группа по нормативному обеспечению.

Важно понимать, кто является субъектами молодежной политики, закон должен отразить взаимоотношения, которые необходимо выстроить между субъектами и непосредственно молодежью, отметил заместитель исполнительного директора Российского движения школьников Геннадий Кириченков. По его мнению, закон не совсем четко определяет ответственность за реализацию государственной молодежной политики муниципальных и региональных органов государственной власти, поэтому необходимо установить критерии эффективности реализации молодежной политики именно на уровне муниципалитета и региона, а также ввести мониторинг состояния молодежной политики и готовить ежегодные доклады о реализации молодежной политики на местах. Также Геннадий Кириченко обратил внимание, что в законе много говорится о молодежных организациях, но в нем необходимо отразить еще одну категорию – детско-юношеские организации, которые тоже играют важную роль в молодежной политике.

Предложения Российского союза сельской молодежи (РССМ) озвучил Сергей Харахашян, руководитель Образовательного центра РССМ: отразить в законе тематику воспроизводства поколений – как молодежь должна становиться родителями; закрепить в законе тематику военной службы как почетной обязанности молодежи; обозначить единство публичной власти; прописать в полномочия федеральных государственных органов власти непосредственную методическую, финансовую и другие виды поддержки инициатив молодежи и молодежных общественных объединений; предусмотреть возможность введения специальных мер поддержки для молодых специалистов по отдельным отраслям для обеспечения целей национальной безопасности; включить в перечень полномочий органов местного самоуправления информирование федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ о неравных условиях для самореализации молодежи.

Особое внимание эксперты обратили на проблему трудоустройства несовершеннолетних детей. Закрепить в законе принцип доступности трудовой деятельности предложила Ксения Пискарева, руководитель Аппарата Российских студенческих отрядов. Сейчас в Трудовом кодексе РФ закреплено, что подросток может работает с 14 лет, но на деле есть ряд нормативных препятствий, преодолеть которые поможет механизм упрощения согласия органов опеки через Госуслуги. Препятствием для прохождения практики студентами является отсутствие у организации определенного ОКВЭДа, соответствующего учебному плану вуза. Необходимо нормативно регулировать возможность договорных отношений вузов с НКО, которые тоже могут предложить различные виды трудоустройства. Людмила Секретева, начальник Управления сопровождения инклюзивного образования Института развития профессионального образования, предложила включить в понятийный аппарат закона определение «инвалид молодого возраста».

«Закон о молодежной политике должен стать отражением ключевых потребностей, ключевых проблем, общественных задач, задач молодежи, – резюмировала итоги дискуссии Елена Родионова. – Одним из главных результатов нашей встречи я считаю вопрос по трудоустройству несовершеннолетних – предлагаю не закрывать обсуждение, а продолжить его в Новосибирске, на площадке регионального форума ОП РФ “Сообщество”».