30.09.2022

Путин: Россия должна добиться технологического суверенитета

В День знаний, 1 сентября, в Калининграде Владимир Путин провел открытый урок «Разговор о важном», участниками которого стали победители олимпиад и конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта.

Глава государства в ходе «открытого урока» напомнил, что биотехнологии являются одним из самых перспективных направлений исследований. «У нас программа есть до 2030 года, и дай бог памяти, где-то 120 млрд рублей предусмотрено на эту программу. Вот вы были в «Курчатнике» — это только один из трех центров, которые мы создали в этой области», — добавил он.

Президент указал на важность решения задач, связанных с фундаментальной и прикладной наукой, и использования этих решений в российской промышленности, науке, фармацевтике, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях.

Россия должна быть лидером по ключевым направлениям в науке и добиться технологического суверенитета. «Мы сами должны развивать внутри страны такие ключевые направления развития и быть не догоняющими, не ориентироваться только на то, что мы можем сделать не хуже, мы должны быть лидерами по ключевым направлениям. Мы должны иметь в руках так называемые ключи к определенным направлениям научной деятельности», — сказал Путин.

«Есть вещи, которые являются важнейшими для развития страны. Это генетика, цифровые технологии, биоинженерия, большие данные», — добавил он.

Глава государства подчеркнул важность ранней профессиональной ориентации и заверил, что в стране будет продолжаться работа над тем, чтобы у детей и подростков была возможность узнать больше о разных профессиях. «Ранняя профессиональная ориентация — это одна из целей, к которым мы стремимся. Чем раньше, тем лучше», — подчеркнул он. В связи с этим в стране развивается система конкурсов, которая нацелена на выявление талантливой молодежи.

Также Владимир Путин назвал очень важной поддержку российских военных — участников специальной военной операции на Украине со стороны общества, молодых людей. «Ребята, которые воюют там, рискуют своим здоровьем, а многие погибают, они должны понимать, за что они отдают свои жизни. Это чрезвычайно важные вещи. За Россию и за людей, которые в Донбассе живут», — сказал он. В связи с этим в школах по поручению президента будут еженедельно проводиться уроки правильных ценностей.

Способна ли Россия, на ваш взгляд, добиться технологического суверенитета в ближайшее время? Какие направления в науке наиболее перспективны для России? Что можно сделать для ранней профориентации молодежи и выявления наиболее талантливых ребят? Возымеют ли эффект уроки правильных ценностей?

Боедов Андрей Александрович, член Экcпертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по гражданско-патриотическому воспитанию, физической культуре и делам молодежи; учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области

Технологический суверенитет является важнейшим условием сохранения и развития нашего государства. Однако, путь к суверенитету требует решения целого ряда задач, связанных с необходимостью кратного увеличения количества ученых и научно-технического персонала, занятых исследованиями и разработками, соответственных государственных инвестиций в научную инфраструктуру, целенаправленного развития системы национального образования.  Очевидно, что активная деятельность в этом направлении ведется. И чем интенсивнее государство  и общество будут трудиться над решением проблемы технологической зависимости, тем быстрее страна добьется успеха.

В своих высказываниях в ходе «открытого урока»  Президент обозначил наиболее перспективные направления.  В свою очередь, не могу не отметить, что, учитывая «имперский характер» и особое геополитическое положение нашей страны, раскинувшейся на огромной территории в Европе и Азии, богатой природными ресурсами, существует множество  потребностей, в том числе в разработке более быстрого и экономичного транспорта, глубокой переработке природного сырья и сельскохозяйственной продукции, создании новой техники для различных отраслей народного хозяйства… Соответственно,  развитие технических, химических, биологических, сельскохозяйственных, медицинских наук нуждается в первоочередном внимании. При этом необходимо отдать должное и развитию военных наук. Ведь технологический суверенитет  и научно-технический потенциал нужно не только создать, но и защитить…

Для ранней профориентации молодежи и выявления наиболее талантливых ребят, кроме распространенной практики профессионального тестирования, можно более широко использовать возможности цифровых технологий для ознакомления молодежи с различными профессиями, а также для пробной профессиональной деятельности, например, на учебном симуляторе.

«Разговоры о важном», которые в текущем учебном году вошли в жизнь учащихся, безусловно, необходимы… Конечно, эффект в данном случае определяется целой совокупностью разных факторов, в том числе и возможностями преподавателя.  В то же время, в узких рамках предметной программы педагог весьма ограничен в возможности обсудить с учениками действительно важные вопросы, связанные с жизнью государства и общества, традиционными ценностями, актуальными проблемами жизни человека в современной России, а «Разговоры…» позволяют эту пустоту заполнить. Причем, потребность в открытом и честном диалоге на важные темы есть у самих детей, нуждающихся в ответах на сложные жизненные вопросы. Если школа и родители  не дадут разумных ответов, то ребенок будет искать их где-то еще, сегодня чаще всего ищут в интернете. И тогда последствия могут быть непредсказуемыми…

Александр Иванов, член Экспертного клуба региона, Доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС

Общение с молодым подрастающим поколением важная неотъемлемая задача государства. Все новые способы взаимодействия что внедряются и применяются вызывают одобрение в широких кругах общественности. Первое сентября всегда начинался с линейки, с торжественных и памятных мероприятий, с урока мира — и установление новых традиций, есть по сути возврат к старому давно забытому — беседа Президента Российской Федерации Владимир Владимировича Путина с участниками и победителями олимпиад, конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта может стать такой новой нормой и правилом, которое войдет в повседневность и будет востребована и необходима. Вслед за главой государства — этот опыт могут перенять и руководители иных уровней — проводя в своих субъектах подобные лектории на актуальные и разнообразные темы.  Единственно стоит надеяться что с требованиями поднятия флага в образовательных учреждениях, разучиванием гимна, проведением уроков- мужества и «Разговоров о важном» — данная традиция не сойдет на нет, не скатится к формализму и лишь для галочки, а станет тем отправным моментом на котором будущие деятели науки, искусства и политики получат первые знания, опираясь на богатый опыт и традиции наших отцов и предков.

Алла Владимировна Лукина, член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Велижская новь»

Россия – страна великих возможностей и огромного потенциала. И мы способны достигнуть в кратчайшие сроки технологического суверенитета. Для этого создаются все условия: строятся научные центры, проводятся разнообразные конкурсы, выделяются гранты и субсидии на развитие нанотехнололий, биотехнологий и др. Мы должны развивать все направления, чтобы быть независимыми от технологий других стран.

В общеобразовательных школах открываются «Точки роста», где школьники могут заниматься по различным направлениям, используя современное оборудование: компьютеры, 3-D принтеры, высокоточные микроскопы и т.д. Сейчас у нас в двух городских школах уже функционируют «Точки роста», в следующем году запланировано открытие «Точек роста» в двух сельских школах. Считаю, что «Точки роста», способствуют ранней профориентации школьников и их нужно открывать во всех школах, а по возможности и в детских садах.

Очень правильно, что с этого года в школах учебная неделя начинается с урока «Разговор о важном», где будут пропагандироваться правильные ценности, в числе которых патриотизм, общечеловеческие ценности морали и нравственности. Думаю, в будущем это значительно снизить «утечку» наших гениев за границу.

Марина Хотулёва, член Экспертного клуба региона, главный редактор СОГУП «Северная объединенная редакция»:

Этим летом посчастливилось побывать в замечательном музее Перславля-Залесского «Что изобрели русские первыми в мире». Огромный павильон вмещает макеты и стенды с электромобилем и велосипедом, телеграфом и радиотелефоном, самолетом и атомоходами. Первый искусственный спутник, цветная фотография, лазер, микрохирургия глаза и многое другое вписано в историю русских изобретений. Эти открытия положили начало феноменальному развитию самых разных сфер в области науки и техники. До сих пор нам нет равных в производстве боевой военной техники. Гидросамолет Бе-200 является единственным в мире реактивным самолетом-амфибией. Только у нас есть ледокольный флот. Наши ученые сделали феноменальные открытия в области математики, синтеза новых химических элементов, лазерной техники, теоретической и экспериментальной физики. Росту научно-технического прогресса способствует вовлечение детей и молодежи в программу ранней профориентации. Так, уже много лет в Сафонове специалисты АО «Авангард» реализуют проект «Билет в будущее» с воспитанниками детских садов и школьниками. Ведущие предприятия выстраивают систему преемственности со студентами Сафоновского филиала СмолАПО. Сафоновские ссузы успешно участвуют в чемпионате «Молодые профессионалы». На профильных сменах школьники делают первые шаги в перспективных профессиях.

Корженец Елена Сергеевна, член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Поречанка» СОГУП «Западная объединенная редакция»

Несомненно, нашей страны есть потенциал для достижения  технологического суверенитета.  И в первую очередь для  этого нужны кадры.  Сегодня в регионах строятся технопарки, развивается студенческое научное предпринимательство, проходит большое число инновационных конкурсов среди молодежи. Важную роль также играет и ранняя профориентация.  Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать в начальной школе.

На прошлой неделе в нашем  районе в сельских школах  в д.Дубровка и д.Шапы были открыты центры образования естественно-научного и технологического профилей «Точка роста». А в двух школах г.Демидова и п.Пржевальское такие центры открылись еще в прошлом году.  Все они оснащены высокотехнологическим оборудованием , что откроет  новые возможности  в освоении научно-исследовательской деятельности и позволит выявить талантливых ребят.

Людмила Парфёнова, член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Вяземский вестник»

Президент В.В. Путин заявил, что без технологического суверенитета невозможно добиться лидерства, и Россия сделает все необходимое по ключевым направлениям, обеспечивающим суверенитет. Россия может достигнуть технологического суверенитета уже в ближайшие 10 лет при условии создания несколько десятков собственных разработок, заявил сопредседатель Президента по цифровизации Дмитрий Песков. Глава Сбербанка Герман Греф считает, что полный суверенитет не может достичь ни одна страна. Однако по ключевым элементам современных технологий технологический суверенитет необходим. Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, назвал главный принцип достижения технологического суверенитета — создание целостной системы экономического развития, которое не зависело бы от иностранных государств. И привел примеры, доказывающие, что Россия уже добивалась суверенитета и в космосе, и в создании гиперзвукового оружия, и в атомных технологиях.

Ученые определили шесть перспективных отраслей науки. В приоритетные направления вошли информационно-коммуникационные технологии, науки о жизни – биотехнологии, медицина; новые материалы и нанотехнологии, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность и энергосбережение. Они будут включены в государственные программы, программы крупных российских компаний для дальнейшего их перспективного развития.
В настоящее время разработана новая концепция профессиональной ориентации школьников. Практически в каждой школе для детей организована «проба сил» в различных видах деятельности. Создаются профильные классы, факультативы, в последнее время широко распространены детские технопарки «Кванториум» – это все направлено на раннюю профориентацию молодежи и выявлению талантливых детей.
В день знаний 1 сентября в Калининграде Путин провел открытый урок «Разговор о важном». Он подчеркнул важность ранней профессиональной ориентации и заверил, что в стране будет продолжаться эта работа, чтобы дети и подростки узнавали больше о разных профессиях. Кроме того, в школах будут проходить уроки о привитии правильных ценностей, где будут обсуждаться вопросы патриотизма, нравственности, умения отличать правдивую информацию от манипуляций, что, несомненно, принесет большую пользу для подрастающего поколения.

Ольга Николаевна Свиридкова, член Экспертного клуба региона, главный редактор СОГУП «Южная объединённая редакция»

— Россия с её мощью и величием должна занимать лидирующие позиции не только в биотехнологии, но и во всех отраслях науки и техники. И очень важно, что государство вкладывает большие ресурсы в выявление и поддержку талантливых людей. Немаловажным аспектом является также патриотическое воспитание и привитие правильных ценностей молодёжи посредством введенного с первого сентября во всех школах России дополнительного урока. Воспитание любви и уважения к Родине сейчас, на мой взгляд, в будущем приведёт к сплочению народа. Я считаю, что все эти шаги, сделанные нашим Президентом В.В. Путиным, несомненно, ведут Россию к технологическому суверенитету.

Валерий Николаевич Цыркунов, член Экспертного клуба региона, главный редактор газеты «Хиславичские известия», член Союза фотохудожников России

Президент России В.В. Путин поставил задачу — Россия должна добиться технологического суверенитета. Для этого у нас есть всё — научный потенциал, умелые руки и ресурсы. Необходима политическая воля и работа в нужных направлениях. Ведь можем же мы создавать современное оружие, также на высоте космические технологии.

Создавшаяся ситуация после начала специальной военной операции на Украине просто заставит нас создавать собственные технологии без оглядки на Запад, который желает видеть Россию только как источник дешевых, а то и бесплатных ресурсов.

Наталья Тимошкова, член Экспертного клуба региона, главный редактор газеты «Край Дорогобужский»

— Мне кажется, что Россия может добиться технологического суверенитета, да и выбора другого у страны нет — создавшаяся в современном мире ситуация показала острую необходимость в развитии собственного производства. Совершенно очевидно, что технологический суверенитет — это базовая необходимость для современного независимого государства. Поэтому Российская Федерация просто обязана добиться технологического суверенитета. И для этого, на мой взгляд, у страны есть все: ресурсы, огромный исторический опыт и большой человеческий потенциал.

Чтобы добиться независимости в сфере технологического будущего, необходимо думать о нашей современной молодежи, развивать ее возможности. С этой целью нужно повышать средний уровень школьного и высшего образования, проводить различные конкурсы, конференции и другие мероприятия по выявлению талантливых и одаренных детей, развивать их способности и направлять в нужном направлении. И здесь огромную роль призваны сыграть различные детские центры развития по интересам — робототехники, программирования, моделирования и т.д. Необходимо поддерживать и популяризировать их работу, расширять направления деятельности. Технологические успехи и прорывы можно совершить только при создании комфортной среды для развития школьников, студентов, при поддержке науки со стороны государства, при успешном применении научных достижений в промышленности и социальной сфере.

Введение в образовательных школах уроков правильных ценностей назрело давно, стало необходимым. Думаю, что положительный эффект от таких уроков обязательно будет. Хорошо было бы, если наряду с введением уроков правильных ценностей будут внесены изменения в школьную программу по истории и литературе, куда нужно добавить определенные темы и произведения, формирующие нравственные ценности детей.

Наталья Соболевская, член экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Сельские зори» СОГУП «Восточная объединённая редакция»

Безусловно, наша страна может и должна развиваться по ключевым направлениям и быть независимой, в том числе  и в технологическом плане. Генетика, цифровые технологии, биоинженерия – отрасли, которые на данном этапе наиболее востребованы, и им надо уделить бОльшее внимание. Уверена, что  позиции России в этих вопросах отнюдь не догоняющие.  У нас  достаточно  грамотных и компетентных специалистов, хорошо организована  система  подготовки молодых учёных.  А чтобы  они  оставались в своей стране и приносили ей пользу, нужно  воспитывать патриотов, и,  начиная со школы, изучать историю своей страны, родного края, приобщаться к богатой культуре и наследию.  Думаю, что этому,  и не только,   будут посвящены   появившиеся с этого учебного  года классные часы «Разговоры о важном». Ведь важно всё: семейные традиции, государственные символы, современные достижения нашей науки, будущая профессия.

В большинстве своём выпускники к окончанию средней школы  уже представляют,  кем  хотят быть. Многие из них отдают предпочтения каким-либо предметам ещё со среднего звена, изучают их углублённо, участвуют и побеждают в различных конкурсах  и олимпиадах  самого разного уровня. Или начиная с 10-го класса, выбирают профильное образование и основательно погружаются в литературу, химию, физику.  Профильные классы в  старшем  звене – часть профориентационной работы и возможность приблизиться к выбранной профессии. На мой взгляд,  в выборе будущей профессии  школьникам помогут встречи с людьми разных специальностей и экскурсии на производства и в учреждения.

Татьяна Сырцова, член Экпертного клуба региона, и.о. выпускающего редактора газеты «Наша жизнь»

В условиях внешних санкций наша страна делает ставку на достижение технологического суверенитета. Сейчас открылись возможности, чтобы эту зависимость преодолеть и сделать так, чтобы наша собственная научно-технологическая сфера развивалась опережающими темпами.

Перспективными направлениями для России считаю цифровые технологии в области медицины,  строительства и в развитии космоса.

Готовить  будущих профессионалов нужно начинать как можно раньше.

Профессиональная ориентация — достаточно острый вопрос  в нашей стране. По моему мнению, нужно начинать со школы, необходимо показывать, рассказывать и вовлекать детей в профессии. Необходимо развивать техническую базу  в школах, чтобы со школьной скамьи юноши и девушки делали выбор профессии, зная о ней  как можно больше.  Да и уроки правильных ценностей, безусловно, нужны. Потому что нельзя воспитать патриота своей страны без основополагающих ценностей страны.  Но насколько  эти уроки  будут эффективными, будет зависеть не только от качества учебной программы этих занятий, но и от личности педагога, его истинных убеждений, умения общаться с детьми на самые разные темы, выходящими за пределы школьных предметов.

Марина Косарыгина, член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Искра»

Молодежь — это будущее нашей страны. И каким оно будет, во многом зависит от воспитания и развития подрастающего поколения. Сегодня вопросы, связанные с молодежью, находятся в центре внимания государства и правительства, а также местной власти. Образованные молодые люди – это те столпы, на которых всегда будет держаться страна. Если со школьной скамьи удастся привить обучающимся чувство патриотизма и любовь к своей родине, то они в дальнейшем внесут свой вклад в ее развитие и благополучие.

Все люди разные, у каждого свой характер, мечты и стремления. Школьники  не до конца понимают, кем хотят стать, чем будут заниматься. Раскрытие талантов у юных жителей нашей страны начинается с дошкольных и школьных учреждений. С ними проводятся классные часы, тематические беседы, конкурсы, направленные на раскрытие возможностей и желаний каждого. Тесное взаимодействие представителей разных специальностей со школьниками и студентами, позволит подрастающему поколению сделать правильный выбор жизненного пути, определиться с дальнейшей профессией. И, возможно, через некоторое время мы увидим новое поколение учителей, врачей и других специалистов, которые будут создавать профессиональное сообщество нашего села, региона и страны в целом.

Считаю, что формирование ранней профессиональной ориентации у подрастающего поколения – важная и необходимая работа для формирования кадрового потенциала страны. Возможно, зародившаяся в детском возрасте мечта когда-нибудь будет воплощена в жизнь!